О фильме Денни Бойла "Стив Джобс"

Безумству храбрых

Фильм американского режиссера Денни Бойла «Стив Джобс» никак не назовешь байопиком. Это вовсе не биографическое описание жизни одного из гениев компьютерной вселенной. И не подробное изложение пути через тернии к звездам. Скорее всего, это авторская лепта в мифологическую эпопею под названием «Стив Джобс». За последнее время в мировом кино это уже третья попытка после игрового фильма «Джобс: империя соблазна» Джошуа Майкла Штерна и документального расследования «Стив Джобс: человек в машине» Алекса Гибни. Надо полагать, что личность создателя Apple еще долго не даст покоя будущим авторам, желающим найти ответ на вопрос: что же это было?


В истории компьютерной цивилизации немало знаменитостей, плодами изысканий которых мы так активно пользуемся. Но никому в голову не приходило снять фильм, например, об основоположнице программирования Грейс Мюррей–Хоппер, создателе языка С Деннисе Ритчи, разработчике первого графического программного обеспечения для Macintosh Билле Аткинсоне. История субтильного гения Джобса в неизменном черном гольфе и джинсах, спокойно и артистично сообщавшего на презентациях о новых достижениях в области цифровых технологий, вызывала шквал интереса при его жизни и не меньше волнует после его смерти. В фильме друг Джобса Стив Возняк (Сет Роген) в разгар ссоры бросает в лицо: «Ты кто? Ты не программист, не системотехник, ты ничего не придумал. Все сделали другие». Вот то, что сделали другие, Стив Джобс продвигал на рынок и давал возможность идти дальше. В том, как он это делал, был несомненный талант.


Стив Джобс в фильме (Майкл Фассбендер) — не лишенный обаяния интеллектуал, которому многое человеческое если не чуждо, то безынтересно. Побоку оказывается подружка, которая родила ему дочь, да и дочь до определенного периода не вызывает в нем трепетных отцовских чувств. Он запросто расстается с друзьями, с которыми начинал творить компьютерную империю, порой лишен чувства справедливости и сострадания. Его внутренний ритм совпадает с ритмом равнодушной машины. Да и сам фильм именно механистично организован. Резкий, жесткий, с быстро меняющимися эпизодами, похожими на гипертекст в жизни главного героя, нервный, обильно приправленный разговорами, конфликтами, выяснениями отношений, он ни на минуту не дает возможности расслабиться, заставляя зрителя пробираться сквозь разговорное нагромождение к пониманию сути истории. Точно так же невозможно расслабиться и самому герою, поскольку каждый эпизод его жизни — прорыв сквозь бесконечные барьеры претензий, недоразумений, недоброжелательства, зависти.

Сама же суть сначала обозначена в знаменитом слогане Apple Think different, а потом заявлена торжественным голосом за кадром о том, что человеческую цивилизацию двигают волки–одиночки, великие мечтатели, непонятые гении, представители «творческого меньшинства», пассионарные личности. Словом, «безумство храбрых — вот мудрость жизни!». Честно говоря, с этим трудно не согласиться.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter