Безумно дорогие новости

Айрат Шавалиев — один из лучших корреспондентов НТВ. Своим мастерством журналист щедро делился с коллегами на V Белорусском международном медиафоруме...

Айрат Шавалиев — один из лучших корреспондентов НТВ. Своим мастерством журналист щедро делился с коллегами на V Белорусском международном медиафоруме. Секреты российской телевизионной «кухни», оказывается, просты и незамысловаты. Но всему свое время. Айрат связывает качественный рост медиапродукта с конкретной эпохой: «После появления «Намедни» стало очевидно, что телевидение изменилось навсегда и программы уже нельзя делать, как прежде, — надувая щеки. Торжество картинки и ирония в ее подаче — эти очевидные приемы до Парфенова никто не использовал так ярко». Но Шавалиев уточняет: «Я не циник. Стараюсь показывать разные планы жизни, давать слово всем героям той или иной истории — и тем, кто «за», и тем, кто «против». Сейчас Айрату приходится особенно внимательно относиться к своим словам, сказанным в эфире. Он передает новости из Украины — с сентября прошлого года совмещает роль корреспондента и директора представительства НТВ в Киеве.


Репутация дороже денег


— Новости — это срез происходящего. Они не могут быть негативными или позитивными. Никто от меня не требует, чтобы сюжеты были как можно более криминальными, скандальными. Хотя праймовая дирекция канала, которая делает «горячие» программы — «Максимум», «Главный герой», «Русские сенсации», считает, что новостники только тратят деньги. Это правда. Потому что новости безумно дорогие и не приносят прибыли, рейтинг от них не растет. Но это репутационный продукт, определяющий лицо канала.


Второе дыхание


— С некоторых пор стали модными репортажи–сериалы. Берем историю: например, женщина ищет могилу деда, погибшего на войне. Затем она восстанавливает связи с родственниками. Потом ставит памятник. И мы последовательно финансово ей помогаем, снимая об этом фильм. Такие сюжеты «цепляют» зрителя, у канала сразу растет рейтинг. На подобные программы зритель «уходит» с других передач. В свою очередь, эти репортажи придают осмысленность нашей работе. Однако очень важно сохранять интригу. Все ведь ждут развязки, некоей точки. А я в финале ставлю многоточие — делаю выдох, после которого история в будущем может получить второе дыхание — продолжение.


Продюсер рулит


— В нашей новостной службе некоторое время назад введен институт продюсерства. Новшество заимствовано с Запада — там такая должность существует на Би–би–си, Си–эн–эн. Корреспондент только стоит красивый, причесавшийся в кадре, а продюсер порой даже пишет текст журналисту, ищет темы — по газетам, в интернете, обдумывает, какой будет картинка. Так, например, историю об умершем от рака крови мальчике, объявленном матерью святым, к могиле которого стекаются толпы паломников, нашел продюсер. Мне оставалось лишь съездить на место событий — в глухую провинцию — и рассказать об увиденном.


Чайная церемония


— Что делать, если герой не идет на интервью? Вот Меньшиков, к примеру, очень неохотно общается с прессой. Но на самом деле можно уговорить даже самую звездную и кокетливую персону. Скажите ей: «Я вас умоляю! Прошу! Сделайте себе стакан чаю и выходите — пообщаемся!» Прицепите ему петличку с микрофоном, и пусть он походит, посмотрит в окно, допьет свой чай и понемногу разговорится — вот увидите!


Интервью с невидимкой


— Есть люди, у которых никогда не удастся взять интервью. Они как бы есть, и их нет. Нет, они не мертвые. Например, известный лондонский граффитист Бэнкси. Его знает весь мир, но никто не видел лица этого человека, кроме нескольких галерейщиков. Бэнкси рисует социальные шаржи на стенах зданий. Муниципальные власти закрашивают эти картинки, хотя работы художника–инкогнито стоят сотни тысяч долларов. Когда возникла идея сделать репортаж о граффитисте, то единственным вариантом оставалось поехать в Лондон и пройтись по улицам, где оставил свои следы загадочный персонаж. Гидом согласился быть владелец лавки современного искусства. С ним была предварительная договоренность. Вы не поверите, но вся эта история сделана практически за сутки! Мы сели утром в Москве с продюсером, он разложил распечатки из интернета, фотографии: «Вот у меня план Лондона с работами героя и адрес галереи, где продаются творения Бэнкси». После этого мы составили драматургию сюжета. Я написал сценарий, обдумал, что буду говорить в кадре. Моя работа состояла в том, чтобы с первого, максимум со второго дубля произнести текст. Потому что у нас в распоряжении было только три часа. Но ничего бы не получилось, если бы не тяжелая, изысканная работа оператора Михаила Оркина. К сожалению, большинство операторов, фотографов вялые, им ничего не интересно. Обычно такой «работник» говорит: «Я постою покурю, а ты иди поищи план, скажешь мне, что и как делать». А в современной журналистике важна работа команды.


Не говори, а покажи


— Снимать сюжеты из Кремля — тоска. Всегда нужно что–то придумывать для «раскраски» стандартной картины. Чтобы снять вместе с Алексеем Пивоваровым репортаж о приеме Президентом Медведевым победителей Паралимпийских игр, мы заранее отыскали девочку, завоевавшую первое место в состязании по плаванию. Она выиграла с одной рукой. Вторую потеряла во время автоаварии на отдыхе в Таиланде. На встречу с героиней у нас было только полчаса: мы успели побывать у нее дома, прогуляться с ней по парку. В архиве нашли съемки выступления призерши на играх в Пекине. Но главное: я попросил оператора не акцентировать внимание на том, что у девушки нет руки. Не надо показывать культю, зачем? История трогательная, но ни в коем случае нельзя в эфире нисходить до жалости, слезливости. Журналист должен быть сдержан, никаких соплей и никакого пафоса! О себе, своей жизни должен рассказать сам герой. А вообще, не надо говорить о том, что можно показать.


Над схваткой


— Нельзя ни в коем случае «участвовать» в событии. Если ты снимаешь сюжет о политической демонстрации, то не должен появляться в камере среди толпы. Иначе зрители будут считать, что ты ассоциируешь себя с манифестантами, с одной из сил. Корреспондент должен быть над схваткой. Особенно остро это чувствуется в Украине. Партий много, зажечься, войти в гущу событий очень легко, но нужно держаться на расстоянии, чтобы не «сгореть».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter