О расточительстве

Безумие на распродаже

«Здравствуйте, я шопоголик. В арсенале двадцать три пары обуви, семнадцать сумок, несметное количество футболок и топов», — кажется, подобного рода признания перестали быть признаком сытой жизни не только на Западе. Однако наши люди подобными откровениями делятся не с психотерапевтами — на интернет–форумах, причем с заметной долей самоиронии. Мы заболели шоппингом в тот момент, когда в Америке и Европе это вовсю уже лечат, вырабатывая к психосоциальной инфекции собственный иммунитет. Проходят терапию от стыда расточительства, гаджет–аддикции и лейбломании. Кстати, в ход идут не только повторение сотен раз тезиса «моя кредитка на замке», но и антидепрессанты.


Что ж, ныне людям в десятки раз проще повысить собственную самооценку — не подвигами и рекордами, а огромным количеством приобретений. В домах растут залежи лишних предметов, вещей и продуктов. Гипермаркеты льстиво и незаметно приучили нас к гиперпотребностям. Интернет пестрит форумами на тему «у кого чего больше», где в большинстве своем женское население открыто признается, каким приобретениям не в силах сказать «нет!», а дальше приводит статистику. Описания домашних складов выходят за пределы всего разумного.


Как вам такие признания: «У меня 80 пар обуви, но все равно не хватает», «...в шкафу более 90 жакетов, схожу с ума по этим вещам», «два комода украшений, особенно неравнодушна к браслетам — их уже сотни две», «люблю пальто и платья, всего их более 60, обожаю покупать белье, здесь боюсь сбиться со счета», «не могу пройти мимо красивых колгот, сейчас их около 150 — 200»? Но одна форумчанка утерла нос всем, сообщив, что в ее гардеробе до 400 пар обуви. Календарных дней в году и то меньше!


Скидки, распродажи, дисконтные карты, ярмарки и аутлеты — такая магия перспектив действует на шопоголика завораживающе. Большие магазины затягивают и не отпускают. Даже изначально имея невинную цель купить какую–то мелочь для дома, мы редко уйдем из гипермаркета не нагруженными выше собственной головы, поздно к вечеру и совершенно без сил. Такие «веселые квесты» случаются даже с нерасточительными людьми.


Недавно прочла статью, где автор, учитывая нынешнюю ситуацию, гиперболизирует прогноз на будущее. Так получается, что молл становится единственным местом социальной активности. Вокруг него формируется инфраструктура города — переносятся кинотеатры, музеи и библиотеки. Рабочую неделю делают двухдневной — все остальное время люди обязаны покупать. Вводится восьмичасовой потребительский день. По воскресеньям проходят службы в молл–храме, где люди поют гимны богу Ашану, богине домашнего уюта Икее, мужскому богу Дюрексу, богу еды Маку и пр. Абсурдно? Так ведь подобные карикатуры для того и создаются, чтобы увидеть проблему, пока она не поглотила полностью и целиком.


А парадоксы и перекосы? Когда, к примеру, мать большого семейства грузит в бездонную корзину упаковки бисквитов и сладких йогуртов, пачки пельменей, копченых колбас, майонеза и кетчупа, а в другом отделе выбирает массажную щетку для «проблемных зон»? Да, верно, шоппинг снимает стресс и напряжение. Но, пытаясь уйти от одной проблемы, мы получаем порой непредсказуемые последствия. Видели когда–нибудь людей на больших распродажах? Это ведь не просто ажиотаж — опасный массовый психоз. Люди порой получают увечья, мало того, гибнут на объявленных акциях... Несколько лет назад произошла массовая давка во время распродажи ноутбуков в Москве. А случай 2007 года, когда в китайском городе Чунцин во время рекламной акции, приуроченной к десятой годовщине открытия супермаркета, случилась трагедия? Анонс о небывалых скидках привлек толпы людей. В давке погибли четверо, более тридцати получили тяжелые травмы. Двумя годами позже снова в Китае на презентации продукции натуральных лекарственных средств началось столпотворение из-за возможности  бесплатно получить товар. Итог — смерть двоих и ранения одиннадцати. Неуправляемая толпа готова даже штурмом брать двери магазинов. И снова врачи констатируют тяжелые травмы и повреждения, смертельные исходы. В Лонг–Айленде сотрудника универмага затоптали рвавшиеся на первую распродажу сезона. Охранник пытался придержать их в дверях. Но его сбили с ног, встать после этого человеку уже не удалось...


Просто желание сэкономить пару банкнот? Забить в очередной раз свой шкаф и холодильник? Неужели все это будет носиться и есться с осознанием, что кому–то такие покупки стоили жизни?


Советская Белоруссия №45 (24428). Вторник, 11 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter