Безработица или тунеядство?

Увеличение пособия по безработице может спровоцировать иждивенчество

Увеличение пособия по безработице может спровоцировать иждивенчество десятков тысяч белорусов

Своей судьбой Валера вполне доволен. Классический собиратель макулатуры и пустой тары по дворам, этот некогда «интеллигентный человек» проломил себе голову при невнятных от бормотухи обстоятельствах.

После трепанации черепа Валера бережно щупает через спутавшуюся шевелюру металлическую пластину-кормилицу. Дали ему инвалидность, а при ней и пенсию. Так, по воле несчастного случая принципиально безработный последние лет десять трудоспособный мужик получил бюджетное средство к пропитанию. Деньги небольшие, но стабильные, и на нехитрый пропой хватает… Вспоминаю этого колоритного полубомжа всякий раз, когда заходят споры о необходимости повышения социальных гарантий. Идея весьма популярная в народе и среди ряда экспертов. Особенно независимых: сказать-то проще, чем изыскать на эти цели средства из бюджета. Но вопрос не только в финансировании. Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, агитируя за повышение пособия по безработице до уровня прожиточного минимума, берет мхатовскую паузу после вопроса: а сколько появится в стране «профессиональных» безработных после такого благого шага? Такая страховка от случайной безработицы легко перерастает в классическое тунеядство.

Веский аргумент относительно высоких пособий – повышение эффективности реального сектора. Перестает предприятие приносить прибыль – его закрывают или продают целиком или по частям. А рабочих спокойно увольняют: не так уж и страшно оказаться без трудового места, если пособие по безработице позволит свести воедино концы нехитрого быта. Ведь в месяц «отгружать» потерявшим «место» господин Романчук предлагает около 120 долларов в рублевом эквиваленте. Не шибко много. Особенно по сравнению с европейскими и американскими «тарифами».

Получать около 30 % средней по стране зарплаты за «ничегонеделание» для немалого количества белорусов окажется вполне приемлемым. Да, государство должно обеспечивать высокие социальные гарантии, что в Беларуси и происходит. Но акцент сделан не на разбрасывание денег «помощи», а на сохранение рабочих мест. Неперспективные предприятия видны не только из кресел независимых экономистов: про них великолепно знают и отраслевые ведомства, и руководители регионов. Обанкротить их не проблема. Сложнее создать новые рабочие места.

Особенно в райцентрах и сельской местности. Пускать с молотка все неприбыльное – весьма распространенная практика в США. Но кто сказал, что такой подход самый эффективный и целесообразный для большой государственной экономики?

Кстати, непримиримость Америки к убыточникам относилась в большинстве случаев только к малому бизнесу. Обилие денег в стране в докризисные годы позволяло такую роскошь. Ежегодно исчезало около 10 % малых компаний, но на их месте возникало еще больше новых фирм, «всасывавших» в оборот имущество своих предшественников. Происходил своеобразный круговорот собственников малого бизнеса. В Беларуси частный производственный сектор еще слишком слаб, чтобы обеспечивать реинкарнацию после банкротства.

Что касается промышленных гигантов, скелета промышленности, то разваливаться им не позволяют ни в одной вменяемой стране. Реструктуризируют, национализируют, дают налоговые каникулы, но держат на плаву. Используя в том числе и временные массовые увольнения. В Беларуси пошли другим путем: определенным секторам экономики, даже несмотря на их убыточность, оказывается финансовая поддержка для сохранения рабочих мест. Альтернативное расходование денег: не на пособие по безработице, а на прямую или косвенную компенсацию убыточности социально значимых производств. Насколько эффективно используется государственная поддержка предприятиями – отдельный разговор, длинный и весьма неприятный для некоторых директоров предприятий. Но пустить эти средства на повышение пособий по безработице – посеять зерно дьявола на рынке труда.

К чему пришла в 2007—2008 годах белорусская экономика? К дефициту рабочей силы. Даже неквалифицированной. Тогда-то и оказалось, что около 1 миллиона белорусов в списках официальных получателей каких-нибудь доходов не значатся. Львиная доля таких граждан приходилась на гастарбайтеров и домохозяек, но около 300—350 тысяч белорусов жили собирательством стеклотары и другими разновидностями «бродячих» заработков. Несколько лет назад Министерство экономики наивно мечтало приобщить этот контингент к штатной работе. Но на биржу труда эти элементы могут пойти только под конвоем. Да и актуальность в их нетвердых рабочих руках отпала. Но за пособиями по безработице такие «труженики» придут в первых рядах.

Кроме того, давайте посмотрим на статистику: около 41 % домашних хозяйств имеют среднедушевые доходы менее 500 тысяч белорусских рублей. Некоторые предпочтут жить на пособие, чем каждый день подходить к станку. Наемный труд чреват издержками: расходами на одежду, проездной, столовую… Вычесть эти «вложения», и остается не так уж и много чистой прибыли. Если сидеть дома, меньше тратить на костюм и еду, то 300—350 тысяч пособия становятся вполне приемлемыми для существования…

Большинство людей ленивы по своей сути. Аксиома рождена еще до нашей эры и слабо претерпела изменения. И национальный менталитет только корректирует «совокупную лень». В США ужаснулись: еще до кризиса появился весьма многочисленный класс профессиональных безработных. И назвать-то этих людей несчастными язык не поворачивался. Социологические исследования доказали: проигрывая несколько в доходах, американские принципиальные безработные больше времени уделяли удовольствиям, отдыху и другим радостям жизни. В штаты компаний они записывались ровно на время, необходимое для получения пособия по безработице после увольнения. В Германии сложилась аналогичная ситуация. Славившаяся своими социальными гарантиями страна стала сильно терять в рабочей силе при росте бюджетных расходов на то, чтобы прокормить безработных. И США, и ряд европейских стран стали ужесточать условия получения пособий.

Стоит ли Беларуси наступать на эти грабли? Да, пособие невелико. Но и безработица не превышает 1%. Заработать себе на кусок хлеба не проблема. Если, конечно, не воротить нос и не перебирать вакансии. Но имея руки и ноги плюс трудолюбие, умереть от голода в республике нереально. Да и увеличить пособие по безработице почти до уровня средней пенсии – социально несправедливо. Чтобы получить выплаты в старости, люди трудились всю жизнь. Повысить все социальные пособия вряд ли позволит бюджет. Ведь эта нагрузка ложится на трудоспособных налогоплательщиков. Государство должно обеспечивать социальную защиту инвалидов, детей и стариков, но не здоровых людей, которые пассивно ждут куска хлеба на халяву…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter