В память об именитом земляке жители Молятичей установили каменную «книгу»

Безответная любовь епископа Станислава

Лет триста назад Молятичи были центром одноименной волости. Позже — просто местечком. А вообще официальная история этого агрогородка Кричевского района берет отсчет с 1639 года, когда название деревни было упомянуто в письменных источниках. Тогда здесь насчитывалось 28 жителей, а к началу прошлого столетия — более четырехсот. 

В честь Станислава БОГУШ-СЕСТРЕНЦЕВИЧА в Молятичах
появился памятный знак в виде раскрытой книги

— Моя бабушка Евдокия Михайловна рассказывала, что здешние ярмарки, которые обычно проводились летом, продавцов и покупателей собирали со всей округи. Да и в другие дни торговля не останавливалась: лавок в деревне было около десятка. На реке Черная Натопа стояли мельницы, где хозяева мололи зерно, работала корчма. Мало того — в Молятичах была не только обычная больница, но и ветлечебница, — поделилась историк Лина Кобозова. 

Сама она тоже, считай, здешняя — хотя и родилась в соседней деревне, с Молятичами ее многое связывает. Еще в детстве рассказы старожилов о прошлом местечка с большим интересом слушала. А когда возглавила Молятичскую школу, немало сделала для того, чтобы пробелов в богатой истории села стало меньше. Изучила в том числе и происхождение самого названия. «Версий несколько. По одной считается, что пошло оно от слова «молиться». Но я думаю, на самом деле речь идет о транскрипции польского malowany, то есть нарисованный,— высказала свое мнение Лина Владимировна. — Места здесь и в самом деле как с картины. Кроме лесов и рек, есть даже небольшие возвышенности. Не случайно ведь католический епископ Станислав Богуш-Сестренцевич здесь свою резиденцию построил!»

Народная молва гласит: случилась, мол, в жизни Станислава большая любовь — к девушке из рода Радзивиллов. Однако, как сейчас бы сказали, — не сложилось, потому он посвятил себя служению Богу и людям. Был человеком эрудированным, основал в Могилеве типографию и театр. А еще слыл настоящим меценатом: из собственного кошелька оплачивал учебу студентам из бедных семей.

Костел со временем передали православной церкви, а в тридцатых годах минувшего века и вовсе снесли. Камни сельчане растянули по домам — не пропадать же добротному стройматериалу! Осколками кирпичей в свое время укрепляли и центральную улицу деревни. А вот куда делись дорогие образа и утварь, история умалчивает. Сегодня на месте храма возвышается двухэтажное здание школы.

Тот самый собор.

Богатое прошлое время от времени напоминает о себе неожиданными находками: то осколки керамики на огороде кто-то обнаружит, то старинные монеты. А как-то сельчане откопали даже древнее надгробие. Дарила находки и земля в окрестностях села: например, на месте сражения русских и шведов. Возвышенность у Черной Натопы, где в августе 1708-го сошлись в бою войска князя Михаила Голицына и гвардия генерала Рооса, местные жители до сих пор называют «шведской горкой». Эта победная для русских схватка стала как бы удачной репетицией перед масштабным сражением у деревни Лесная Славгородского района. 

— Еще школьницей вместе с дядей Геннадием Старовойтовым я принимала участие в раскопках на месте боев. Находили мечи, детали ружей, — рассказывает Лина Владимировна. — А в начале двухтысячных стала очевидцем визита шведской делегации. Гости из далекой страны перед отъездом наполнили бутыли водой из Черной Натопы, набили землей пакеты и все это увезли с собой.

Память людская хранит воспоминания и о войне 1812 года, когда в огне сгорела часть местечка. Пострадали Молятичи и в Великую Отечественную, когда, рассказала сотрудник Кричевского районного краеведческого музея  Анастасия Радовская, фашисты деревню не просто сожгли, но и замучили-убили в общей сложности 285 ее жителей. Однако село возродилось заново, и сегодня вновь встречает ухоженными дворами, чистыми улицами и звоном детских голосов. Цветут клумбы. Нет в палисадниках разве что знаменитой персидской сирени, когда-то украшавшей барское подворье. Куст пережил последних господ почти на сотню лет и долго радовал сельчан разноцветием и крупными лепестками. «Всем на букеты хватало. А потом сирень исчезла. Жалею, что не взяла себе отросток», — посетовала Лина Владимировна. 

Svet.markova@gmail.com 

Фото автора и Александра ГАВРИЛЕНКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter