Безопасный экстрим

или Что нужно делать, чтобы на скользкой дороге не оказаться в кювете
или Что нужно делать, чтобы на скользкой дороге не оказаться в кювете

Сергей Овчинников, руководитель школы экстремального вождения, с авто давно на ты. Водительские права мой собеседник получил в 1979 году, долгое время занимался автомобильным спортом — автомногоборьем, фигурным вождением, участвовал в многочисленных соревнованиях. После того как в качестве пассажира попал в аварию: в несложной ситуации водитель не справился с управлением и машина вылетела в кювет, пришел к выводу, что многие автолюбители не знают элементарных вещей и теряются в довольно простых ситуациях. Сегодня, когда кругом снег и лед, это особенно заметно. Наш разговор с Сергеем Овчинниковым о том, как избежать неприятных ситуаций на дороге зимой.

— Метеорологи предупреждают, что климатические условия в ближайшие дни ухудшатся, что делать водителям?

— Лучше воспользоваться общественным транспортом. И когда меня спрашивают, что делать, если гололед и сильный снегопад, я повторяю то же самое. Ведь если не вы, то вас... Многие этого не осознают, но ведь не подставляться тоже очень важно. А общий совет: и зимой, и летом учиться просчитывать ситуацию, стараться понять, где на дороге может подстерегать опасность, и что делать, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. И учиться действовать в таких ситуациях. Не на дороге, конечно, на автодромах и на учебных площадках.

— Но ведь все водители учатся в автошколах, на курсах, никто просто так права не получает?

— Ситуация, на мой взгляд, довольно банальная: все хотят получить качественную услугу, но не хотят тратить деньги. Но, как правило, дешевое и качество имеет соответствующее. Примерно то же происходит и в автошколах. Плата за учебу небольшая, зарплаты у инструкторов тоже небольшие, и отношение к делу соответственное. А с учетом дефицита кадров диапазон воздействия у руководства на таких работников крайне узкий. Отсюда и имеем то, что имеем: как научили  человека водить, так он и водит. А ведь на категорию “В” человек учится только раз в жизни. Значит, нужно учить его хорошо, и водитель-инструктор — ключевое звено в решении этой проблемы.

— Зима, как всегда, наступила неожиданно, дорожная обстановка резко усугубилась, кто виноват и что делать?

— Первая ошибка в том, что наши водители, в силу менталитета или по каким-то другим причинам,  до последнего тянут с заменой летних шин на зимние. Нет понимания того, что летняя резина на зимней дороге — огромный риск. Это аксиома, которую нужно принять без всяких условий и исключений. К тому же часть водителей надеется на электронику, которой напичканы современные авто. Мол, она выручит. Но законы физики никто не отменял, и электроника может помочь только до определенного предела. Автогонщики говорят, что войти в поворот можно на любой скорости. Вопрос в том, как и куда мы из него выйдем?

— Чего не нужно делать на дороге ни при каких обстоятельствах, особенно зимой?

— Первый принцип вождения и зимой, и летом — водитель должен ехать с безопасной скоростью. Но понятие “безопасная скорость” очень емкое. Она определяется четырьмя основными факторами: состоянием водителя, автомобиля, дороги и окружающей среды. Я знаю, что машину может занести, но я знаю, что в этом случае делать, значит, я могу ехать быстрее. Если нет, ехать нужно с минимальной скоростью. И чем меньше скорость, тем меньше риск оказаться в кювете или под встречной фурой. При этом важно, чтобы водитель  понимал, что цена вопроса — жизнь: его собственная жизнь и жизнь пассажиров. Поэтому в любой ситуации водитель должен вести себя с позиции пессимиста, то есть действовать с расчетом на самый худший вариант: не переоценивать своих возможностей.

А зимой нужно водить так, как мы ходим, чтобы не упасть на скользкой дорожке, — без резких движений. Например, плавно поворачивать. Иногда перед перекрестком видишь такую ситуацию, когда одна машина въезжает в другую. Понятно, что, с одной стороны, не соблюдается безопасная дистанция. Но с другой  — по свежему снегу на дороге образуется колея, и она скользкая. Возьми водитель чуть правее или левее, чтобы ехать не по скользкой колее, а по плотному укатанному снегу, где при торможении сцепление шин с дорогой будет более плотным, и риск въехать в передний автомобиль  сразу уменьшится.

— Уверенность в себе — это уже из области самооценки водителя. Где грань между уверенностью и самоуверенностью?

— Это сложно. Часто водитель попадает в аварию, потому что он не знает, где эта грань. Как ни странно, когда человеку удается это понять, он начинает ездить медленнее. К примеру, поэкспериментировав со скоростью на автодроме, получив опыт управления авто при заносе, он начинает понимать, что занос на безлюдной площадке — это одно, а на дороге, где кругом бордюры, автомобили, люди, — это уже совершенно другое. Таким образом, приобретенные знания и опыт дают человеку уверенность, которая выражается в более точной оценке дорожной ситуации и своих возможностей. Парадокс ведь в чем? — чтобы понять, где эта грань, ее нужно перейти. А это уже чревато большими проблемами. Обычно водитель эту грань не переходит и не знает, сколько до нее осталось. Поэтому я и говорю, чтобы это почувствовать, нужно поэкспериментировать в безопасных условиях. В некоторых странах даже специальные соревнования проводятся, чтобы простые водители почувствовали себя в экстремальной ситуации на автодроме или треке.

— Как сделать, чтобы аварий на наших дорогах стало меньше, и способствует ли этому изобилие информации о ДТП?

— Информация о ДТП заставляет человека задуматься, проанализировать свое поведение на дороге, сделать какие-то выводы. Люди должны понимать, что случившееся касается всех, и в этом польза такой информации. Ведь в основном мы по жизни оптимисты, считаем, что ничего плохого с нами не случится. Но такой оптимизм за рулем опасен. Раз проскочил, два проскочил, а на пятый раз можно и вляпаться. Так что пессимизм за рулем гораздо практичнее. В одной из западных стран был социальный проект “Из тюрьмы в автошколу”. В автошколу привозили тех, кто отбывал срок за наезд на пешехода. И эти люди рассказывали о себе. Например, обычный служащий, менеджер компании, ехал на работу и сбил человека. И он сам рассказывает, как в один миг потерял все — семью, работу и свободу, у человека рухнула вся жизнь. Не лихач, а обычный 45-летний человек, который чего-то не учел на дороге, неправильно оценил ситуацию. И приходит понимание того, что любой может оказаться в таком положении. Не дай бог, конечно, но осознавать это нужно и стратегию вождения выбирать, исходя из этого. Лучше чуть помедленнее, но по дороге, чем побыстрее, но в кювет...

 По прогнозам синоптиков, в ближайшие дни и без того непростая дорожная ситуация в Беларуси значительно осложнится: ожидаются резкое похолодание и гололедица. ГАИ рекомендует водителям воздержаться от поездок на дальние расстояния. Тем, кто все же сел за руль, следует быть предельно внимательными, выбирать скоростной режим исходя из погодных условий, состояния проезжей части и дорожной обстановки, держать  дистанцию безопасности и неукоснительно соблюдать правила проезда пешеходных переходов.

В связи с ожидаемыми сильными морозами Госавтоинспекция также просит всех водителей обратить внимание на зарядку аккумулятора, а также на состояние свечей накала в дизельных автомобилях, проверить эффективность тормозной системы, подвеску и рулевое управление, обеспечить хорошую работу системы отопления и вентиляции салона, проверить исправность фар, габаритных огней и стоп-сигналов, заменить стеклоочистители, а омыватель ветрового стекла заправить специальной незамерзающей жидкостью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter