Безопасность зависит от всех

Беларусь не на словах, а на деле вносит реальный вклад в поддержание мира на планете В декабре 2006 года на 227-м общевойсковом полигоне Вооруженных Сил Республики Беларусь в присутствии международных наблюдателей была завершена ликвидация последних из 285 495 противопехотных мин тротилового наполнения в рамках обязательств, предусмотренных Оттавской конвенцией по запрету противопехотных мин.

Впервые в мировой истории
Наша страна впервые в мировой истории добровольно и без всяких условий отказалась от обладания ядерным оружием, стала активным участником Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), Венского документа переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности, Документа ОБСЕ о легком и стрелковом оружии, Гаагского кодекса нераспространения баллистических ракет, региональных договоренностей о дополнительных мерах доверия и безопасности. Наша республика ратифицировала Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и связанный с ним Лиссабонский Протокол, Конвенцию о запрете химического оружия, Минный протокол с поправками к Конвенции о негуманном обычном оружии, Договор по открытому небу, Соглашение об адаптации Договора об ОВСЕ, выступала за сохранение Договора об ограничении систем противоракетной обороны и создание в Центральной и Восточной Европе зоны, свободной от ядерного оружия, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Оттавской Конвенции по запрету противопехотных мин.
В 1991—1992 годах все тактическое ядерное оружие было выведено из Беларуси в Российскую Федерацию.
23 мая 1992 года в ходе Лиссабонского саммита глав государств и правительств ОБСЕ министры иностранных дел Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали Протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 года (Лиссабонский Протокол к Договору о СНВ), согласно которому четыре стороны в качестве государств — правопреемников бывшего СССР приняли на себя обязательства по Договору о СНВ.
4 февраля 1994 года Договор о СНВ и Лиссабонский Протокол были ратифицированы Верховным Советом Республики Беларусь. Парламент также принял постановление “О присоединении Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 августа 1968 года”. Так был юридически закреплен статус Беларуси как безъядерного государства.
Согласно положениям Договора о СНВ стороны в течение семи лет после вступления Договора в силу обязались сократить свои развернутые стратегические наступательные вооружения до уровня 1600 носителей при 6000 ядерных боезарядах, числящихся за ними. Для Республики Беларусь согласно обязательствам по Лиссабонскому Протоколу это означало вывести 81 межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) РС-12М “Тополь” с их грунтовыми мобильными пусковыми установками на территорию Российской Федерации до 5 декабря 2001 года. Эти обязательства были выполнены республикой досрочно. 27 ноября 1996 года, то есть десять лет назад, последняя ракета РС-12М и ее пусковая установка покинули пределы Республики Беларусь, а к середине 1997 года все бывшие базы МБР с их инфраструктурой подпали под юрисдикцию республики. В связи с этим Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выступил с инициативой о создании в Центральной и Восточной Европе зоны, свободной от ядерного оружия, которая, к сожалению, не получила поддержки со стороны западных государств — членов НАТО.
В соответствии с положениями Договора об ОВСЕ от 19 ноября 1990 года и Ташкентским соглашением стран СНГ от 15 мая 1992 года Вооруженные Силы Республики Беларусь сократили свой состав на 1773 боевых танка, 1341 боевую бронированную машину и 130 боевых самолетов. Сокращение полностью было завершено к середине 1996 года.
Беларусь уничтожила вдвое больше танков и БМП, чем Великобритания, Франция и США вместе взятые
В целом Беларусь уничтожила вдвое больше танков и боевых бронированных машин, чем Великобритания, Франция и США вместе взятые (861 и 600 единиц соответственно). Это была техника устаревших типов и модификаций, унаследованная от времен “холодной войны”.
В целях выполнения положений Итогового акта переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе от 10 июля 1992 года путем реформирования вооруженных сил была уменьшена численность военнослужащих, и их количество на 16 ноября 1995 года составляло уже 85 505 человек, что значительно ниже установленного максимального уровня (100 000 человек) Таким образом, было сокращено 58 360 человек.
В рамках Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об ОВСЕ в Вене в 1997 году были определены основные направления его адаптации. Целями адаптации Договора об ОВСЕ являлись: совершенствование действия Договора в изменяющихся военно-политических условиях; повышение жизнеспособности и эффективности Договора; сохранение и укрепление всеобщей и зональной стабильности; улучшение режима обмена информацией и верификации; предоставление возможности присоединения к Договору других государств. Переговоры завершились подписанием в г.Стамбуле на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 года Соглашения об адаптации Договора об ОВСЕ главами 30 государств и правительств, в том числе и Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.
Беларусь первой из государств-участников в 2000 году завершила национальные процедуры ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Кроме Беларуси, Соглашение также полностью ратифицировали Казахстан и Россия. Однако страны НАТО до настоящего времени не приступали к рассмотрению процедур ратификации Соглашения об адаптации Договора об ОВСЕ, продолжая увязывать ратификацию со Стамбульскими обязательствами России по выводу своих войск, вооружения и военной техники с территории Грузии и Молдовы.
В ходе третьей Конференции по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ, которая проходила в мае—июне 2006 года в Вене, делегации стран НАТО при поддержке государств — участников ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) подтвердили свою позицию в отношении вступления в силу Соглашения об адаптации Договора об ОВСЕ. Беларусь и Россия заявили, что Договор об ОВСЕ в его нынешнем виде в значительной степени утратил свою жизнеспособность: за счет расширения НАТО нарушен баланс групповых ограничений, установленный Договором.
Белорусская и российская делегации выступили с общих позиций по вопросу о военной сдержанности в связи с расширением НАТО. При этом было отмечено, что ряд новых членов альянса, в первую очередь прибалтийские государства, не являются участниками Договора об ОВСЕ, что ведет к образованию “неограничиваемых” зон для тяжелых обычных вооружений и военной техники на карте Европы в условиях туманных перспектив вступления в силу адаптированного Договора. Белорусской делегацией подчеркивалось, что этот вопрос выходит за рамки отношений Россия—НАТО, так как затрагивает интересы безопасности других государств-участников, имеющих общие границы с альянсом, но не являющихся его членами. Несмотря на существующие у НАТО политические обязательства по сдержанности в размещении обычных вооруженных сил на территории новых членов, этот вопрос остается неурегулированным и требует дополнительной проработки в контексте договоренностей в сфере контроля над вооружениями. При этом безусловным приоритетом является вступление в силу адаптированного Договора об ОВСЕ и создание условий для присоединения к нему новых членов.
Контроль — взаимный
Беларусь с пониманием относится к тому, что обязательства государств—участников международных договоров и соглашений по вопросам ликвидации, сокращения и ограничения вооружений и военной техники, особенно оружия массового уничтожения, а также обязательства по предоставлению достоверной информации в рамках ежегодного и текущего обмена и осуществлению согласованных мер укрепления доверия и безопасности должны обеспечиваться адекватными формами проверки (инспекции, посещения, наблюдения и т.д.).
Режим контроля над обычными вооружениями и деятельностью обычных вооруженных сил в Европе основывается на положениях Договора об ОВСЕ, Венского документа 1999 года, Договора по открытому небу, а также Итогового акта переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе от 10 июля 1992 года. В основе режима контроля лежит право каждого государства-участника проводить инспекции, посещения и наблюдательные полеты на территории любого другого государства-участника в пределах района применения в целях контроля выполнения принятых обязательств.
Если рассматривать участие Беларуси в режиме контроля по Договору об ОВСЕ, то с 1992 по 2006 год наша страна приняла 197 инспекций от 19 государств-участников. Одновременно белорусские инспекционные группы провели 142 инспекции на территории 14 европейских государств. Эти цифры подтверждают тот факт, что Беларусь не осталась пассивным наблюдателем процесса соблюдения Договора другими государствами-участниками. Кроме того, белорусские инспекторы провели 98 инспекций объявленных мест в составе инспекционных групп других государств-участников (России, Украины, Словакии, США, Польши, Великобритании).
Наибольший интерес по Договору об ОВСЕ к Республике Беларусь проявляли инспекционные группы США (31 инспекция), Германии (28 инспекций), Соединенного Королевства (27 инспекций), Франции (20 инспекций), Италии (16 инспекций), Польши (15 инспекций) и Норвегии (10 инспекций).
В рамках выполнения положений Венского документа в период с 1992 по 2006 год Республика Беларусь обеспечила прием и сопровождение 35 инспекций указанного района от 17 государств и 14 посещений по оценке от 10 государств. Наиболее часто Беларусь инспектировали ФРГ и Соединенное Королевство (по 5 раз), Швеция (4 раза), США и Франция (по
3 раза). В свою очередь, белорусские инспекционные группы провели 49 инспекций указанного района на территории 16 европейских государств и 14 посещений по оценке военных частей и формирований 9 европейских государств.
В 1996 году в рамках Венского документа Республика Беларусь организовала посещение представителями государств — участников ОБСЕ 61-й истребительной авиационной базы, в 2000 году — 116-й бомбардировочно-разведывательной авиабазы и 11-й механизированной бригады, в 2006 году — 206-й штурмовой авиационной базы и 120-й механизированной бригады. В соответствии с программой мероприятий участникам посещения были предоставлены брифинги о функциях и текущей деятельности посещаемых частей. Они также наблюдали за обычной деятельностью данных частей, посетили места проведения занятий, встречались с командирами и личным составом, а также ознакомились с вооружением и боевой техникой. Такие посещения государства — участники ОБСЕ проводят один раз в пять лет.
Кроме того, Беларусь в качестве жеста доброй воли и в духе открытости приглашала военных представителей для наблюдения за военными учениями ниже установленных Венским документом уровней для наблюдения. Военные представители из России, Украины, Польши, Латвии и Литвы наблюдали за военными учениями “Неман-2001”, “Березина-2002”, “Чистое небо-2003”, “Щит Отечества-2004” и “Щит Союза-2006”.
Начиная с 2002 года Республика Беларусь в рамках двусторонних договоренностей о дополнительных мерах доверия и безопасности обеспечила прием 6 инспекций и 13 посещений по оценке. В свою очередь, инспекционными группами Республики Беларусь за указанный период проведено 4 инспекции и 12 посещений по оценке воинских формирований Литвы, Латвии, Польши и Украины.
В декабре 2006 года на 227-м общевойсковом полигоне Вооруженных Сил Республики Беларусь в присутствии международных наблюдателей была завершена ликвидация последних из 285 495 противопехотных мин тротилового наполнения в рамках обязательств, предусмотренных Оттавской конвенцией по запрету противопехотных мин. В качестве государств-доноров выступали Литва и Канада. На очереди следующий шаг — уничтожение до 1 марта 2008 года 3,4 миллиона противопехотных мин типа ПФМ.
Новые противоречия и проблемы
Активное участие Республики Беларусь в международных процессах разоружения и контроля над вооружениями не только укрепляет авторитет нашего миролюбивого государства, повышает его безопасность, но и в целом позволяет проводить эффективное и качественное строительство и развитие его вооруженных сил, модернизацию и обновление обычных вооружений и военной техники, повышать их боевые и технические возможности. Подтверждением этому является то, что в условиях безусловного соблюдения республикой международных обязательств были достигнуты все основные цели реформирования вооруженных сил.
Следует также учитывать, что стремительно меняющаяся среда в области обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, с одной стороны, несет в себе значительные возможности для совместных действий государств, а с другой — порождает новые противоречия и проблемы. Сейчас набирает темп тенденция, при которой военное строительство и развитие вооруженных сил все больше ведется не для отражения агрессии, а преследует цель борьбы с новыми трансграничными угрозами и вызовами общей безопасности. И хотя для борьбы с этими вызовами по-прежнему востребуются вооруженные силы государств и их ассоциаций, возникает острая потребность совершенствования коллективного реагирования мирового и европейского сообществ при сохранении приверженности принципам международного права, прежде всего Уставу ООН.
Очевидно, что вероятность крупномасштабного конфликта в Европе сегодня минимальна, и важную роль в поддержании безопасности здесь играет соблюдение всеми государствами-участниками взятых международных обязательств в соответствии с действующими договорами и соглашениями в области разоружения, ограничения и контроля вооружений, а также приверженность установленным международным режимам нераспространения оружия массового уничтожения и обычных вооружений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter