Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Безопасность своими руками

Сессия СКБ в режиме видеоконференции была созвана по инициативе Армении. Единственный вопрос — ситуация на армяно-азербайджанской границе. В зоне конфликта отработала мониторинговая миссия ОДКБ. Генеральный секретарь организации Станислав Зась представил информацию о результатах. Главный тезис, которого придерживается Президент Беларуси: война закончилась при помощи России. Некие новые форматы урегулирования сегодня абсолютно неуместны, и даже само их обсуждение может как минимум затянуть миротворческий процесс, в худшем — спровоцировать новый виток эскалации.

— Мы хотим, чтобы между соседними государствами был урегулирован конфликт мирным путем…

Нам не нужен этот конфликт…

28 октября 2022 года, Александр Лукашенко на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности.

Логика движения к миру

Весь дальнейший ход событий подтвердил верность этого вывода. Несколько дней спустя прошла трехсторонняя встреча лидеров Азербайджана, Армении и России. Совершенно четко обозначена линия на мирное разрешение противоречий. В совместном заявлении участники переговоров констатировали достижение договоренности «воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ». Такое устремление не может не поддерживаться, о чем Александр Лукашенко говорил в том числе и во вторник во время встречи с Генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем. Надо полагать, что этот вектор станет центральным и во время очного саммита организации, запланированного на вторую половину ноября.

Фото БЕЛТА
Глава государства заявляет прямо: Беларусь поддержит любые решения «тройки». Сегодня мы имеем застарелую проблему Баку и Еревана. Только их договоренность между собой может открыть путь к урегулированию. И коль оба государства объявили о доверии Российской Федерации в посредничестве, выдумывать что-то дополнительно просто нет никакой необходимости.
По большому счету, Александр Лукашенко выразил общее мнение лидеров стран ОДКБ относительно армяно-азербайджанских противоречий. Попытка перетянуть организацию на чью-либо сторону деструктивна сама по себе. И Азербайджан, и Армения — дружественные нам государства. Мы тесно сотрудничаем как в политическом, так и в экономическом ключе. Все наши страны не только выходцы из СССР, но и члены СНГ, что уже само по себе предполагает ведение конструктивного диалога. Ставить вопрос о том, с кем ОДКБ — с Арменией или Азербайджаном, — по меньшей мере странно. Ведь очевидно, что такая модель способна серьезно подорвать архитектуру безопасности в нашем регионе.

Также вряд ли уместно просить у ОДКБ некую «дорожную карту по восстановлению территориальной целостности Армении». Это уже похоже на перекладывание ответственности за двусторонний конфликт (вспыхнувший, к слову, еще до создания Организации договора о коллективной безопасности) на многостороннее межгосударственное объединение. Увы, ОДКБ здесь не может выступать в роли ментора без того, чтобы вольно или невольно не ущемить интересы какой-либо из сторон. Согласованное решение возможно только на основе договоренностей Баку и Еревана при посредничестве Москвы. Александр Лукашенко видит целесообразность именно такой логики движения к миру, и «гнать лошадей» здесь совершенно ни к чему.

Сотрудничать, а не воевать

О весьма интересных деталях отчасти непубличного переговорного процесса Президент Беларуси рассказал во время встречи с Генсеком ОДКБ. Обострение конфликта было спровоцировано тем, что Армения продолжала контролировать ряд исконно азербайджанских районов. Причем на это обращал внимание не только Баку, но и признавал Ереван. По большому счету новых вооруженных столкновений можно было бы избежать, если бы данный вопрос удалось решить свое­временно. Именно затягивание с этим вынудило Азербайджан пойти на крайние меры.

Еще нюанс. Азербайджанская сторона, оказывается, демонстрировала готовность не только к мирным договоренностям, но и готова была идти на наращивание делового взаимодействия с Арменией. В частности, на инвестирование в строительство системы трубопроводов для прокачки углеводородов. Однако даже эти сигналы пока остаются без ответа, а споры сегодня идут вокруг горных территорий, где почти не живут люди. Неужели это достаточный мотив, который оправдывает человеческие жертвы?

Когда посредник явно лишний

Очевидно, что прагматичное решение проблемы стало бы серьезным фактором стабилизации ситуации в регионе. Но всем ли понравится подобное развитие событий? Нынешнее поведение коллективного Запада, увы, такой уверенности не оставляет. И именно в таком ракурсе имеет смысл рассматривать вдруг появившуюся инициативу об участии в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта Европейского союза или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Тут в первую очередь напрашивается простой вопрос: где Европа, а где Закавказье и какой интерес ЕС к поддержанию мира в данном регионе? Увы, пока все действия Запада ведут лишь к одному — к созданию очагов напряженности вокруг Российской Федерации. И не нужно быть большим экспертом в сфере геополитики, чтобы не видеть здесь очевидных последовательностей и закономерностей.

В 2020 году Западом были брошены колоссальные беспрецедентные ресурсы, чтобы поджечь Беларусь. Он же сегодня щедро поддерживает пламя украинского пожара. На наших глазах были предприняты попытки раскачать ситуацию в Казахстане и Узбекистане. Очень горячо на таджикско-кыргызской границе. И оживление армяно-азербайджанского противостояния вполне укладывается в логику целенаправленных действий, направленных на ослаб­ление России.

Более того, в современной истории будет непросто отыскать примеры успешности миротворческих миссий Запада в нестабильных регионах. Скорее наоборот. Стоит где-то появиться его вооруженным формированиям — жди обострения ситуации и полной катастрофы якобы поддерживаемых государств. Пример Афганистана тому самое свежее и наглядное подтверждение. Так нужен ли такой троянский конь в Закавказье, Центральной Азии — зоне ответственности ОДКБ? Риторичность этого вопроса очевидна.

Отсюда и призыв Александра Лукашенко к коллегам по ОДКБ:

— Любой конфликт и любые вот сейчас телодвижения наши мы должны рассматривать в этом глобальном контексте… Республика Беларусь и я как Президент поддержим согласованное решение Азербайджана, Армении и России. Достигнете единого мнения — я не глядя поддержу это единое мнение… Я уже так по-товарищески говорил: ребята, вы за что воюете? Вы за что воюете в этих горах на две тысячи километров высотой? Погубили три сотни человек. Три сотни человек погибло там, где люди не живут. Где даже козы не ходят. Чего вы воюете? Сядьте вы вдвоем и договоритесь, и пусть Россия освятит этот договор… Какая-то, понимаете, идет здесь игра. Этой игры быть не может, потому что решается вопрос ­войны и мира.

Причем вопрос войны и мира в нашем регионе. Здесь-то и добрый сторонний советчик далеко не всегда будет уместен, а чего уж говорить о тех, кто идет улыбаясь, а за спиной прячет булыжник?


— Для того чтобы выстраивать стратегию, мы должны видеть макроуровень и проводить соответствующую макроэкономическую политику. Да и в тактике без этого не обойтись. Но это не значит, что мы не видим отдельные предприятия — малые, средние. Не видим проблемы на крупных предприятиях. Они всегда были, тем более есть они и сейчас, в условиях санкций. Но в целом экономика по отдельным направлениям показывает хорошие результаты.

31 октября 2022 года, Александр Лукашенко, принимая с докладом Премьер-министра Романа Головченко.

Что ж, на ситуацию уместно посмотреть не без доли оптимизма. Но здесь важно понимание: о том, что санкции полностью дырявые, безвредные и смешные, никакой речи не идет. Они вредные, опасные, и вообще в подобных действиях бывших партнеров приятного мало. Другое дело, что экономика, все мы вместе сумели в нужный момент перегруппироваться, мобилизоваться и, как и требует Глава ­государства, ответственно заниматься своим делом, каждый на своем месте. Плюс надежное плечо настоящих друзей, открывших пошире емкие рынки от Российской Федерации  до Китайской Народной Республики.

Таким образом, один из главных уроков нынешнего дня состоит в том, что на западном векторе свет клином не сошелся. Каким бы значительным он ни был, это еще далеко не весь мир. Есть много стран, заинтересованных в интенсивном развитии сотрудничества с нами. Значит, нынешний кризис — действительно время возможностей. Есть все шансы выйти из него сильнее. При этом в первом приближении Александр Лукашенко ставит вполне адекватную реалистичную задачу, о чем он говорил уже не единожды и вновь заострил на этом внимание. Мы не должны упасть к уровню прошлого года. А превзойти его тоже было бы неплохо.

На встрече с премьером обсуждались самые разные аспекты работы экономики. Вот, например, один из наиболее информативных индикаторов — способность государства обслуживать свои долги. У нас есть внешние заимствования, это обычная практика. Но они не на столько велики, чтобы стать непосильным бременем. У Беларуси достаточно средств, чтобы их гасить. Но тут ирония судьбы: кредиторы стали заложниками политических игр. Они, быть может, и рады были бы получить полагающиеся расчеты в иностранной валюте, но санкционные ограничения не позволяют этого сделать. Притом что деньги в наличии. Ситуация из разряда «глаз видит, да зуб неймет». Впрочем, Минск и в этом случае поступает солидно. Не можете взять СКВ, берите белорусские рубли. Необходимые суммы для этого зарезервированы на специальных счетах. Думают. Их право. У нас же поводов для лишней суеты нет: свои обязательства можем исполнить в любое время, и мяч на стороне «партнеров».

В ходе доклада также затронуты темы завершения сельхозсезона, сотрудничества с Россией (этот вопрос, к слову, будет обсуждаться во время предстоящей встречи Лукашенко и Путина), реализации проектов по линии Государственного военно-промышленного комитета, функционирования атомной электростанции. Особое внимание уделено проблематике ценообразования. В стране приняты необходимые меры для контроля за ценами, крупные и средние субъекты хозяйствования к ним по большей части адаптировались, а вот сегмент индивидуального предпринимательства волнуется. Тут позиция государства четкая: просто так обижать людей, конечно, нельзя, но и ориентировать всю страну на пожелания такого бизнеса — это уж слишком. Нужен разумный баланс. Необходимы равные для всех условия работы: понятные и прозрачные, без лишних персональных преимуществ. Ну и надо понимать, что переводить вопросы бизнеса в политическую плоскость совсем неуместно.

Ну а главный вывод из доклада премьера очевиден: состоялось рабочее мероприятие, на котором обсуждались обычные текущие вопросы. Все так, как было и в досанкционные времена. Экономика работает, текущие задачи требуют контроля и корректировки. Все, как всегда. Так, как и должно быть.

— Главные инструменты поддержки друг друга — импортозамещение и производственная кооперация. Сейчас это важно как никогда. Об этом мы очень часто, встречаясь с Президентом России, говорим. Ни одна встреча не проходит без обсуждения вопросов кооперации и импортозамещения.

3 ноября 2022 года, Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым.

О важности импортозамещения и промышленной кооперации уже и сказано, и говорится немало. Много проектов реализовано, еще больше реализуется. Побудительные мотивы для интенсивного развития этих направлений очевидны. Бывшие западные партнеры — конкуренты свернули свою деятельность в нашем регионе. Остановили производства, заморозили поставки по импорту. Казалось бы, ими движет простой расчет: лишим россиян и белорусов необходимых комплектующих, и их производства развалятся сами собой. Просчитались: мы увидели в этом не только проблему, но и окно возможностей в ее решении. Недружественные действия стимулируют к поиску новых технологических компетенций, и мы их находим. Это несомненный плюс. Но еще большие возможности открываются через коренное переформатирование взаимоотношений между субъектами хозяйствования двух стран.

Порты Ростовской области могут открыть новые пути на мировые рынки для белорусской продукции.
taganrogprav.ru

В ходе встречи Александр Лукашенко привел пример взаимодействия «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». С введением санкционных ограничений ростовские машиностроители столкнулись с проблемами в поставках некоторых узлов и агрегатов. Гомельчане подставили плечо. Казалось бы, зачем поддерживать прямого конкурента? Однако в нынешних реалиях такая логика уже не видится железобетонной.

Да, еще совсем недавно ростовскому и гомельскому комбайнам приходилось серьезно толкаться на российском рынке в борьбе за предпочтения потребителей. А все потому, что изрядную его долю занимала западная техника, найти тут и удержать свое место под солнцем было очень непросто. Теперь мистеры джондиры, клаасы и прочие катерпиллеры самоустранились, и перед нами открылась совершенно другая реальность. Даже однопрофильным предприятиям нет необходимости вступать друг с другом в противоборство. Обоюдную выгоду мы видим уже не только во взаимодополняемости экономик, но и в их сопряжении. Рынок действительно обширен, и переориентировать его исключительно на отечественных производителей, которые в кооперации будут поддерживать друг друга, уже дело чести. Теперь здесь места хватит всем, важно не упустить момент и этим воспользоваться.

Разумеется, это касается не только комбайнов. Аналогичная ситуация складывается и в других производственных сегментах: прочего сельхозоборудования, автомобилей, тракторов, да любой отрасли вплоть до авиастроения и микроэлектроники. А сопряжение потенциалов в освоении новых технологических компетенций откроет и дополнительные возможности для совместной экспансии на рынки третьих стран. Разумеется, в противоположном от Запада направлении. Там живут люди, очень восприимчивые к честному партнерству, которое мы гарантируем и умеем такие обязательства исполнять.

Еще одно перспективное направление сотрудничества — перевалка белорусских грузов через порты Ростовской области на Азовском море. Это раньше казалось, что альтернативы балтийскому направлению нет, но там учинили невероятное: глупой политикой поломали географию, и этого пути просто не стало. Живите теперь с этим, прибалты. А ростовское направление обретает на этом фоне все большую привлекательность. И не только потому, что открывает новые пути к странам черноморского бассейна, но и далее в Средиземноморье. А это уже Серверная Африка, Персидский залив, где очень много интересных стран и емких рынков.

Действительно, после нынешних глобальных трансформаций мир никогда не будет прежним. Ближе становятся страны и континенты, которые казались недосягаемо далекими. И наоборот, от числа ближайших партнеров отваливаются государства, которые утонули в плену иллюзий своей незаменимости. Кому-то придется еще долго переваривать горькие уроки политической ущербности.

kryat@sb.by


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter