Безопасность с плавниками и хвостом

«Живое  серебро»  не  может  пробить  себе  путь  на  прилавки

«Живое  серебро»  не  может  пробить  себе  путь  на  прилавки 

Ежегодное потребление рыбной продукции в развитых странах   составляет от 20 до 60 килограммов на человека, и Беларусь сегодня вплотную приблизилась к нижнему показателю рекомендаций Всемирной организации здравоохранения — в среднем каждый белорус съедает около 18 килограммов рыбы в год. Но при этом свежего продукта в рационе наших соотечественников катастрофически мало — не более килограмма. В нашей стране двадцать два рыбхоза производят около 10—13 тыс. тонн живой рыбы в год. Они могли бы выращивать и больше — около 18 тыс. тонн. Кроме того, не менее 2 тыс. тонн могли бы производить фермерские хозяйства и колхозы. Однако сами рыбоводы отмечают: наращивать объемы производства нет никакого резона — спрос со стороны розничной торговли на их продукцию крайне невысок. 

Проблема обеспечения внутреннего рынка рыбой и рыбопродуктами настолько важна, что в специальном докладе ООН ее наличие в рационе граждан выделяется отдельной графой в числе восьми других показателей, определяющих уровень продовольственной безопасности страны. И государства, не имеющие прямого выхода к морю, всесторонне стремятся компенсировать дефицит рыбопродуктов развитием внутреннего производства — разводят карпа, форель и даже лосося. Как отмечают в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, в странах Западной Европы существует норма — на четыре килограмма выловленной рыбы обязательно должен производиться один килограмм товарной. 

В Беларуси большая часть рыбы импортируется из России и дальнего зарубежья. И, согласно статистике, из 180—190 тыс. тонн потребляемого республикой плавающего продукта только 8,5—9 % производится в естественных и искусственных водоемах. Так что увеличение объемов продажи живой рыбы до 20 тыс. тонн было бы не только реально, но и вполне оправданно. Что же этому мешает? 

«Магазины, торгующие живой рыбой, могут легко продавать по 30 килограммов карпа в день, или не менее 7,5 тонны в год, — рассказывает начальник отдела снабжения и сбыта ГПО «Белмелиоводхоз» Дмитрий Шель. — Таким образом,  для того чтобы сбывать свою продукцию, рыбоводам необходима сеть из не менее 2,7 тыс. торговых точек. Но на сегодняшний день этим занимаются только около 800 предприятий торговли». 

Причина головной боли рыбхозов отнюдь не только в дефиците торговых площадей под продажу живой рыбы, но и в том, что в отношении этого продукта у розницы немало предубеждений. Самое главное — продукция, поставляемая хозяйствами, дорогая. В среднем производители отпускают карпа оптом по цене 4—7 тыс. руб./кг, в магазине он реализуется по 6—8 тыс. руб./кг. Таким образом, продавцы имеют «дельту» всего в 1—2 тыс. руб. По сравнению с реализацией переработанной рыбы — это сущий пустяк. Ведь, например, на многократно замороженной сайде или аргентине можно легко получить от реализации доход в 30 %. 

Еще одна болевая точка рыбоводов — далеко не все из 800 магазинов оснащены необходимым торговым оборудованием, в частности аквариумами, что значительно портит «имидж» продукта. Ведь нередко бывает так: в торговом зале аквариума нет, а живая рыба в ассортименте указана. Значит, где-то в подсобке расположен чан, в котором во мраке доживают свои последние часы карп, осетр, форель. И покупатели часто даже не догадываются, что здесь их можно купить не охлажденными, а живыми. А рыба ведь, как известно, товар скоропортящийся, и срок его реализации ограничен строгими ГОСТами. В летнее время живая рыба должна быть продана в течение 24 часов, в зимнее — двух суток. И современные торговые аквариумы и бассейны со специальными системами аэрации позволили бы значительно продлить свежесть продукта. «Но торговые предприятия не желают приобретать их, такое отношение продавцов к товару понять сложно. Ведь живая рыба — это продукт, который очень легко рекламировать, вернее, он сам себя рекламирует. Любому ясно, если карп или осетр плавают прямо перед глазами, значит, товар свежий», — говорят в Минсельхозпроде. 

В рознице существует мнение, что аквариум, установленный в магазине, вообще не окупается. Хотя, как показали расчеты белорусских рыбоводов, средний срок, за который можно полностью «отбить» инвестиции в оборудование, — 6—8 месяцев. Учитывая, что в Беларуси более 5 тыс. продовольственных магазинов, установка даже в 30 % из них аквариумов полностью решила бы проблему насыщения рынка таким полезным продуктом, как живая рыба. Хотя справедливости ради стоит сказать, что в настоящий момент в Минторге разработана республиканская программа оснащения магазинов аквариумами, и число их к 2010 году достигнет 680. Другой вопрос, что к этому моменту вкус живой рыбы белорусы могут уже позабыть…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter