Возможен ли новый баланс в международных отношениях без войны?

Безопасность на пушечном выстреле

Прошедший саммит ШОС актуализировал тему интеграций в современном мире. «Создается обоснованное впечатление, что наш выигрыш от глобализации оказался гораздо меньшим, чем проигрыш, — отмечал в своем выступлении в Бишкеке Александр Лукашенко. — Ни у кого не вызывает сомнений, что современные угрозы являются общими для всех стран. Ресурсов отдельно взятых государств, даже наиболее мощных и влиятельных (к примеру, таких как Китай, Россия, Индия), отдельно не хватит, чтобы противостоять этим вызовам».

wp.com

Не удивительно, что идея нашего Президента о перезапуске Хельсинкского процесса перестройки европейской системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество, встречает все большее понимание в мировом сообществе. Директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман видит в этой идее большое будущее:

— В 1975 году после нескольких лет активных переговоров был подписан знаменитый Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогдашний премьер-министр Италии Альдо Моро назвал это событие «моментом перехода к будущему». Четыре десятилетия спустя официальный Минск призывает возродить дух Хельсинки и начать новый масштабный диалог в области безопасности, о чем на саммите ШОС вновь заявил наш Президент.

Это приблизило бы очередной момент перехода к будущему, заявил эксперт «Народной газете»:

— Но не в смысле конструирования какой-то новой модели европейской или глобальной безопасности. Модель безопасности нельзя просто взять и придумать. Она всегда отражает объективный баланс сил, возможностей и интересов в системе международных отношений. Иначе она никогда не будет работать. Поэтому переход к новой модели если и случится, то лишь после установления нового баланса. Искусственно ускорить этот процесс невозможно. Смысл белорусских инициатив в другом. Исторически новые балансы в международных отношениях обычно устанавливались после больших войн. В ядерную эпоху это может означать конец человечеству. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы новый баланс в международных отношениях установился без дальнейших военных потрясений. Для этого и необходимо возродить дух Хельсинкских соглашений, которые базировались на принципах сотрудничества и безопасности для всех.

При этом Евгений Прейгерман убежден, что, как и четыре десятилетия назад, начинать этот процесс можно, пожалуй, только на уровне экспертов, которые не ограничены в своей работе жесткими позициями государств и имеют возможность более свободно работать над новыми идеями. 

На недавнем саммите Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке Александр Лукашенко также предложил провести встречу руководителей ключевых интеграционных структур планеты — ШОС, ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, СНГ — для обсуждения накопившихся вопросов. Одним из них непременно должна стать нынешняя международная система безопасности, убежден аналитик Вадим Боровик:

— Большинство политиков и экспертов справедливо признают, что международная система безопасности, выстроенная по итогам Второй мировой войны, все чаще либо не работает, либо не в полной мере отвечает современным вызовам и угрозам. Об этом свидетельствуют неоднократные факты одностороннего применения силы в отношении суверенных государств без получения предварительного одобрения со стороны Совета Безопасности ООН, а также беспрецедентное экономическое давление на правительства через подконтрольные международные кредитно-финансовые институты.

И выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), постоянное наращивание группировки НАТО на Европейской равнине, смещение военного контингента альянса к восточным границам Евросоюза на фоне острого политического кризиса российско-западных отношений не дают больших надежд на скорое решение основных проблем и нивелирование угроз глобальной безопасности, заключает эксперт. Поэтому выход — в интеграционности:

— Принимая во внимание увеличение в мировом масштабе террористических угроз, для малых и средних государств возрастает значимость участия в работе представительных международных организаций и структур. Потенциал Шанхайской организации сотрудничества позволяет ей выработать эффективные механизмы для выстраивания международной политики, основанной на принципах мира, равноправия и взаимного уважения. Беларусь готова всячески способствовать этому и рассчитывает на то, что ШОС сумеет в ближайшее время реализовать необходимые инициативы, способствующие укреплению глобальной безопасности.

На днях газета South China Morning Post отмечала, что экономической заинтересованности разных стран в интеграции друг с другом нередко мешает политическая аморфность: «В «большой пятерке» (стран — членов Совбеза ООН. — Авт.) есть знаки раскола на два альянса, характерного для эпохи холодной вой-ны. И надежды и мечты дипломатов 50 государств, подготовивших Устав ООН 1945 года, представляются бесконечно далекой целью».

Нити экономики в ткани интеграции

Развернутую оценку современным интеграционным процессам на планете представил в беседе с корреспондентом «НГ» председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Валерий Воронецкий:

— Прежде всего следует исходить из того, что международная экономическая интеграция — это объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем. В его основе лежит экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. В процессе интеграции государства, как правило, ставят перед собой задачи расширения рынков и устранения национальных ограничений на пути взаимных обменов, обеспечения равных условий хозяйствования и стимулирования конкуренции, повышения эффективности использования ресурсов и хозяйственной деятельности в международных масштабах. И укрепления на этой основе собственных экономических и политических позиций в регионе и мире в целом.

Экономическую ткань интеграции формируют прежде всего международные хозяйственные связи на микроуровне. И эта ткань будет тем прочнее, чем взаимовыгоднее будет экономическое взаимодействие между предприятиями и чем меньше различных препятствий и барьеров будет на пути сотрудничества.

Рост национальных экономик происходит в результате и путем развития международного обмена. Поэтому естественен интерес любой страны, и Беларусь не исключение, к активному участию в интеграционных объединениях. В том числе и этим обусловлен наш интерес к активному присутствию в Шанхайской организации сотрудничества. Мы заинтересованы в наращивании торгово-экономического взаимодействия с Россией, Китаем, Индией, другими странами ШОС. Но говорить об экономической интеграции в рамках этого объединения пока преждевременно. Здесь речь больше идет о расширении международного сотрудничества в интересах укрепления стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, совместной борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком. А также в развитии экономического сотрудничества, кооперации и инвестиционной деятельности, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Однако это не исключает того, что в будущем на базе ШОС может возникнуть интеграционное объединение.

Сквозь призму экономических интересов я бы рассматривал и перспективы реализации инициативы «интеграции интеграций». Санкционный режим, который Европейский союз использует в отношении России — одного из ключевых игроков евразийского пространства, — конечно, не способствует формированию благоприятных политических условий и необходимых рамок для наращивания взаимодействия между ЕС и Евразийским экономическим союзом. Однако, если рассматривать стратегические интересы ЕС и ЕАЭС, их конкурентоспособности в глобальном контексте, я убежден, что взаимодействие между этими объединениями крайне необходимо. И поэтому полагаю, что если Евросоюз по-настоящему озаботится укреплением своих экономических позиций в динамично меняющемся мире, повышением своей конкурентоспособности и безопасности, он не сможет обойтись без более тесного интеграционного взаимодействия с Евразийским экономическим союзом. В том числе, конечно, и с Беларусью как очень важным связующим элементом этих двух взаимозависимых экономических пространств. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter