Безопасность: глядя из Минска

О заседании общего комитета по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ

Общий Комитет по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ поддержал белорусскую поправку в свою итоговую резолюцию. Она касается поддержки диалога о нынешних и будущих вызовах и угрозах в регионе ОБСЕ. Если дословно воспроизвести дипломатическое написание тезиса, то с первого взгляда может показаться, что ничего особенно острого в нем нет. Однако такая оценка будет неверной. Особенность подготовки документов сессии в педантичном оттачивании формулировок. Дискуссии порой возникают на почве предложений поменять местами несколько слов. Даже, казалось бы, однозначно конструктивные инициативы порой вызывают полярность мнений. Наблюдая за этим, невольно проникаешься пониманием всей сложности и витиеватости противоречий, опутавших сегодня не только Европейский континент, но и весь мир.

Фото БЕЛТА

Приведу пример. Россия предлагает включить в резолюцию пункт, призывающий все страны криминализировать любую помощь террористам, прежде всего ИГИЛ. Оказывается, в ОБСЕ есть государства, в уголовных законодательствах которых нет за это наказаний. Наша страна эту инициативу поддерживает. Казалось бы, какие тут могут возникнуть вопросы? Но докладчик по проекту выступает против, объясняя, что она, разумеется, за борьбу с терроризмом в целом, но акцентировать внимание только на одной террористической организации, по ее мнению, не следует. Такая вот тонкость, которая указывает, пожалуй, больше на внимание не к сути тезиса, а к тому, кто его выдвинул. В такие моменты сложно избавиться от впечатления, что выдвини аналогичную инициативу любая другая страна, она бы с легкостью прошла. Так что уже факт одобрения или неодобрения предложений на сессии ПА ОБСЕ уже сам по себе говорит о многом.

Российская поправка хоть с небольшим перевесом голосов, но все же одобрена. И этот момент вполне отражает всю прочность и степень натянутости нитей напряжения в регионе. А узлов, в которых они переплетаются, немало. На заседании Комитета по политическим вопросам и безопасности поднимались темы нагорно–карабахского конфликта, ситуации на Западных Балканах, в Турции, других государствах, и, безусловно, вне сферы внимания не могла остаться Украина. А относительно Крыма даже парламентарии западных стран расходятся в оценках. Одни прижигают ситуацию однозначным клеймом аннексии, другие, как, например, итальянский депутат, призывают ее рассматривать через призму права любого народа на самоопределение. И такой тугой клубок полярности мнений и оценок накручен вокруг очень многих тем. В этом контексте очень своевременно звучит призыв Минска к восстановлению доверия в регионе через взаимоуважительный диалог. Об этом в дебатах на заседании комитета говорил заместитель председателя Палаты представителей Болеслав Пирштук:

— Мы так и не избавились от синдрома холодной войны и не смогли до конца уйти от блокового мышления. В международных отношениях по–прежнему доминируют право силы и санкционное мышление. Идет деградация с таким трудом выстроенной архитектуры европейской безопасности.

А ведь еще 7 лет назад на саммите в Астане первые лица государств ОБСЕ приняли декларацию, которая призывала к построению сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве, неделимой безопасности. Оно должно возводиться всеми государствами свободно от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности. Получается, этот замысел все еще не вырос из уровня проекта. А что предпринять, чтобы приблизить цель? Задал вопрос Болеслав Пирштук и предложил один из вариантов ответа:

— Необходимо снизить градус конфронтации, не допускать раскручивания спирали гонки вооружений, работать над повышением взаимного доверия в военной сфере. Равная и неделимая безопасность не может быть достигнута накачиванием военных мускулов. Необходимо обеспечить предсказуемость, стабильность, транспорентность в военной сфере, укреплять безопасность без наращивания военных потенциалов. Отдаем себе отчет в том, что в условиях кризиса общеевропейской безопасности вряд ли можно рассчитывать на быстрые подвижки в разработке нового, жизнеспособного режима контроля над обычными вооружениями в Европе и модернизации военно–политического инструментария ОБСЕ. В то же время восстановление доверия и последующий прогресс на данных направлениях невозможны без взаимоуважительного и равноправного диалога. Принципиально вовлечь в него все 57 государств–участников. В противном случае мы рискуем вернуться к предыдущим переговорным форматам, несущим отпечаток блокового подхода.

Таков взгляд Минска на проблематику укрепления безопасности в Европе. И несмотря на все противоречия, он не может не находить отклик у наших конструктивно настроенных европейских партнеров.

kryat@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
alex, 69, ec
.....цикавлюся я.А не имеется ли в тех резолюциях пункта што БР является донором безопасности и  если што где не так то знай куда идти и от кого перекачивать само собой за достойное вознаграждение? С уважением читатель
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?