Безналичный расчет. Популярность банковских пластиковых карточек повысят скидками и импортозамещением.

За последние четыре года количество держателей банковских карт в Беларуси удвоилось, число предприятий торговли и сервиса, где можно с помощью “пластика” расплатиться, выросло в три раза, инфокиосков — в пять. Однако по-прежнему более 90 процентов денег в нашей стране тратят наличкой. Чтобы повысить популярность безналичных расчетов, в правительстве предлагают активнее выпускать отечественное, более дешевое, чем импортное, оборудование и стимулировать предприятия торговли к расширению работы с безналом не приказами, а экономическими стимулами.

За последние четыре года количество держателей банковских карт в Беларуси удвоилось, число предприятий торговли и сервиса, где можно с помощью “пластика” расплатиться, выросло в три раза, инфокиосков — в пять. Однако по-прежнему более 90 процентов денег в нашей стране тратят наличкой. Чтобы повысить популярность безналичных расчетов, в правительстве предлагают активнее выпускать отечественное, более дешевое, чем импортное, оборудование и стимулировать предприятия торговли к расширению работы с безналом не приказами, а экономическими стимулами.

С банкнотами — дороже

“Безналичные расчеты лучше наличных”, — убеждают представители Нацбанка и кивают на многие зарубежные страны, где безнал уже давно стал нормой жизни.
Во-первых, печать и перевозки, пересчет наличных отнимают много денег и времени. Например, срок нахождения в обращении купюры номиналом 10 — 100 рублей составляет в среднем от 6 месяцев до 1 года, от 500 рублей до 5 тысяч — около 3 лет. А вот банкноты стоимостью 10 тысяч и больше могут протянуть и до 5 лет.
Во-вторых, безналичные расчеты проводятся быстрее. Это можно оценить и на бытовом уровне: в магазине, где рассчитываются карточкой, кассир экономит время на пересчете денег покупателя, выдаче сдачи. Меньше возникает и ситуаций, когда, например, в одной кассе выстраивается длинная очередь покупателей, а во второй кассир занята только тем, что пересчитывает поступившую за день наличку.
В-третьих, безналичные расчеты делают работу торговли более прозрачной.

Программа невыполнима?

В Беларуси сегодня действует Государственная программа развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006—2010 годы. В стране эмитировано почти 8 миллионов банковских карт. Почти каждая вторая операция жителей Беларуси с “пластиком” приходится на безналичные платежи за коммунальные услуги, услуги операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, за покупки в торговле. Однако по сумме получается немного. В общем объеме розничных платежей доля безнала составляет только около 7 процентов, хотя госпрограмма нацеливала на 30.
При этом, как считает премьер-министр Сергей Сидорский, не в полную меру удалось выполнить планы по импортозамещению. “Мы упустили ряд вопросов, касающихся работы Минпрома в этом направлении, — констатирует он. — Это в первую очередь производство банкоматов, инфокиосков, платежных терминалов”. В результате на закупку импортных аналогов Беларусь потратила около 40 миллионов долларов.

Бонусы за “пластик”

Однако, как отмечает вице-премьер Андрей Кобяков, раздать много карточек и установить много инфокиосков — это полдела. Намного важнее, чтобы предприятия торговли и сервиса активно устанавливали соответствующее кассовое оборудование. За последние четыре года количество таких технически оснащенных предприятий увеличилось с 4,5 до 13,3 тысячи. Дальнейший прирост сдерживается как дороговизной самого оборудования, так и высокими тарифами на обслуживание безнала. Поэтому в правительстве даже рассматривают возможность повышения тарифов на инкассацию наличных денег, чтобы торговле было намного выгоднее работать с безналом. Правда, в Минторге советуют от этого воздержаться, объясняют, что и так за последний год средняя рентабельность в торговле значительно снизилась.
Еще один залог успеха прироста безналичных расчетов — это заинтересованность самих покупателей. В правительстве считают, что стимулировать расчеты карточкой нужно более активной рекламой и предоставлением тем, кто платит “пластиком”, накопительных скидок, бонусов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter