Безнадежные аккорды «пианинки»

Единственный завод в стране, где выпускали цимбалы, готовится к ликвидации...

Цимбалисты — наша гордость. Регулярно занимают призовые места на международных конкурсах, да и редкий концерт обходится без их участия. Но будущее старинных инструментов под большим вопросом. Единственный завод в стране, где выпускали цимбалы, готовится к ликвидации. Речь идет о Борисовском предприятии музыкальных инструментов. Фактически фабрика не работает уже четыре года, но последствия ее закрытия стали заметны недавно. Цимбалы фактически исчезли с прилавков магазинов. И, по–видимому, в ближайшее время не появятся.


«Пианинка»


В Борисов я приехал рано утром. Направился к автобусной остановке, где в ожидании транспорта прятались от дождя еще несколько человек. Поинтересовался у них, как доехать до фабрики музыкальных инструментов. Никто не знает, пожимают плечами... Лишь спустя пару минут одна девушка выручила:


— Вам «пианинка», может быть, нужна? Так ее уже давно закрыли!


«Пианинкой» борисовчане называют завод музыкальных инструментов. Через полчаса был на месте. Минуя рабочий «кабинет» сторожа — синий вагончик, оказался во внутреннем дворе предприятия, где увидел несколько «убитых» разрухой зданий...


— Завод был основан еще в 1935 году, — вздыхает исполняющий обязанности директора Николай Крот. — И ремонта здесь не проводили уже очень много лет... Было несколько попыток возродить предприятие. Но ничего не вышло...


По наклонной


Фабрика не работает, повторюсь, четыре года. Хотя когда–то гремела. Здесь выпускали не только музыкальные инструменты — пианино, цимбалы, гитары, но и мебель, двери, строительные материалы, детские игрушки. Все пользовалось спросом. Музыкальные инструменты поставлялись даже в Западную Европу, Среднюю Азию и США. Из некоторых стран в Борисов до сих пор поступают заказы... Однако первые финансовые сложности омрачили жизнь предприятия семь лет назад, тогда производство держалось на кредитах, вернуть которые не хватало сил. В то время фабрику посетил бывший Премьер–министр Геннадий Новицкий, распорядился «разобраться»... Назначили нового директора. Предприятием заинтересовались американские инвесторы, но договориться о взаимовыгодном сотрудничестве не сумели. В итоге «пианинка» перешла в собственность Минского облисполкома.


В 2005 году было принято решение о реконструкции. Экономисты подсчитали, что для этого необходима крупная сумма. Решили — целесообразнее строить новое. Под строительство мини–завода выделили площадку. Завод так и не был возведен — не нашлось инвесторов.


— Китайцы заинтересовались, однако их экономическое предложение не устроило, — восстанавливает хронику грустной эпопеи Николай Крот. — Они предлагали инвестиции, взамен требовали наши технологии, хотели сами здесь наладить производство китайских национальных инструментов... В итоге в 2006 году «пианинку» закрыли.


В свободное от работы время


Сегодня некоторые помещения сдаются в аренду. Вырученные деньги идут на покрытие долгов и выплату зарплаты сотрудникам. В штате предприятия 19 человек: юрист, два бухгалтера, сторож, дворник... Николай Крот показал мне бывшие производственные цехи. Сложилось впечатление, что несколько лет назад работники в экстренном порядке покидали фабрику: на некоторых станках я заметил словно впопыхах оставленные инструменты, деревянную стружку на полу, ветошь...


— Перед закрытием на заводе работало 400 человек, — вспоминает Николай Николаевич. — Сегодня бывшие рабочие и инженеры трудоустроились кто куда. Многие уже на пенсии. Словом, разбазарили самое ценное — не цехи и станки, а специалистов...


(Информация к размышлению)


«Закрытие борисовской фабрики прежде всего бьет по музыкальным учреждениям: школам, училищам, академиям, которые не имеют возможности обновлять свой инструментальный арсенал, скажем так, «из


рук в руки», — это слова Виктора Сахарука, настройщика академии музыки. — Частникам проще, любой родитель сегодня по объявлению может найти для ребенка приличного качества пианино «Беларусь» и по очень доступной цене: начиная от минимальной «Отдам даром. Самовывоз», заканчивая стоимостью в пару сотен долларов. Настройщиков пока хватает, любого качества и состояния старое пианино можно привести в рабочую форму. А вот учебные учреждения вынуждены как–то выкручиваться, придумывать схемы, чтобы приобретать инструменты официально. Я знаю, пробовали как–то оформлять покупку бэушных пианино борисовского предприятия через комиссионные магазины, но это сложно все... Я уверен, что спустя несколько лет мы, ликвидируя «пианинку», наконец осознаем масштабы случившегося. Во–первых, из страны уйдет традиция изготовления пианино и других инструментов — не останется мастеров. Во–вторых, даже сейчас родители все реже и реже отдают своих детей в музыкальные школы. А если и отдают, то чаще предпочитают покупать электронные инструменты, нежели настоящие акустические пианино. Такая тенденция, на взгляд педагогов, негативно отражается на навыках будущих музыкантов».


Туманное будущее


В Министерстве культуры о ликвидации борисовского завода, конечно, знают, но ничем не могут помочь...


Единственный выход для музыкантов в такой ситуации — покупка инструментов у народных умельцев. Хотя профессор Белорусской государственной академии музыки Евгений Гладков признает, что мастеров, умеющих делать цимбалы, у нас в стране не так и много.


— Раньше многие жаловались на качество борисовских инструментов, — усмехается Евгений Петрович. — Теперь же о тех временах вспоминают с ностальгией. Сегодня приходится каждый инструмент беречь как зеницу ока. Практически негде купить цимбалы. Есть несколько мастеров, но обеспечить всех инструментами не могут. Умельцы, знающие секреты их изготовления, постепенно уходят.


Евгений Петрович обращался за помощью в Министерство культуры и Совет Министров. Хотел открыть мастерскую по ремонту музыкальных инструментов, но его идею не поддержали. Посоветовали покупать цимбалы за границей. «Если пианино можно найти в любом музыкальном магазине, то с цимбалами все намного сложнее. К тому же зарубежные аналоги и звучат совершенно иначе!» — восклицает Гладков.


С таким мнением согласен и бывший сотрудник фабрики Евгений Ленартович. «После закрытия предприятия я нашел другую работу, — грустно повествует он, — но в свободное время занимаюсь ремонтом музыкальных инструментов. Теперь каждые цимбалы на вес золота: на заводе их не выпускают, а умельцы не достигли  нужного уровня...»


(Размышление к информации)


Из–за ликвидации борисовского предприятия прежде всего страдают музыканты. Если бы в свое время нашлись толковые маркетологи, то фабрика наверняка работала бы и сегодня. Спрос на выпускаемую продукцию был, не было грамотной экономики.


Компетентно


— К сожалению, не удалось решить положительно вопрос с ОАО «Борисовское предприятие музыкальных инструментов», — комментирует ситуацию начальник отдела экономики Борисовского райисполкома Ирина Бельчик. — Первоначально рассматривались два варианта: реконструкция старого предприятия или строительство нового мини–завода. В двух министерствах — экономики и финансов — сделали расчеты и пришли к выводу, что ни один из вариантов экономически невыгоден. К тому же для реализации проекта нужны значительные финансовые вложения. Найти инвесторов не удалось, поэтому сейчас решается вопрос о ликвидации предприятия.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter