Безграничные перспективы.

Сотрудничество между Беларусью и Казахстаном в рамках Таможенного союза набирает обороты.

Интеграционные устремления определяют сегодня уровень развития как отдельных стран, так и межгосударственных союзов в целом. Первым реальным проектом на постсоветском пространстве можно считать Союзное государство Беларуси и России. Продекларированные на высшем уровне идеи сближения воплотились за годы в конкретные экономические и социальные инициативы и сегодня являются ориентиром на всей территории СНГ. Запуск с этого года в полном формате нового проекта (Таможенного союза) и подключение к «двойке» Казахстана открывают более широкий простор для сотрудничества.

Взаимоотношения между Минском и Астаной все последние годы характеризовались активностью контактов. Прежде всего в основе сотрудничества – взаимодополняемость экономик. Казахстан располагает богатейшими сырьевыми ресурсами и стремится к развитию перерабатывающей промышленности, а Беларусь еще с советских времен является сборочным цехом, модернизирует производственный потенциал и ищет новые рынки сбыта.
Белорусский лидер Александр Лукашенко в ходе недавнего визита в Астану отмечал, что товарооборот двух республик в этом году имеет все шансы перешагнуть рубеж в миллиард долларов (за два минувших года рост более чем в два раза). За пять месяцев 2011-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – увеличение  почти на 50 процентов.

Дорожная карта

В Казахстане сегодня идет реализация индустриально-инновационной программы. «В нее укладываются все белорусско-казахстанские договоренности. Их выполнение поднимет наше сотрудничество на совершенно новую высоту. У Беларуси есть мощное машиностроение как для горно-металлургической области, так и для переработки сельхозпродукции», – отмечает казахстанский президент Нурсултан Назарбаев.
Белорусский бизнес уже начал пользоваться открывшимися внешними воротами. В супермаркетах Астаны, Шымкента, Тараза и многих других городов все больше появляется торговых рядов с белорусской мебелью, одеждой и продуктами. Но наиболее перспективными являются проекты, которые финансируются Казахстаном в рамкам госпрограмм, призванных перевести национальную экономику на рельсы высоких технологий. «Для Астаны весьма ценным является опыт Беларуси в организации сельскохозяйственного бизнеса, – говорит сопредседатель белорусско-казахстанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, глава МЧС Казахстана Владимир Божко. – В том числе это касается строительства агрогородков».
В нынешнем году намечено собрать более 1,5 тысячи белорусских тракторов и 300 комбайнов на казахстанских заводах. «Мы  намерены вместе с нашими партнерами наладить производство плугов, посевных агрегатов, а также другой  навесной техники», – говорит министр промышленности Республики Беларусь Дмитрий Катеринич. Рассматривается вопрос о сборке с участием «Лидсельмаша» элеваторов, зерносушилок и комбайнов «Гомсельмаша». «И,  безусловно, очень важно наладить поставку лифтов. Страна строится, и существует большая потребность в лифтах», – отметил Дмитрий  Катеринич. Уже подписан контракт на поставку 18 карьерных самосвалов на «Казахмыс», а также  10 комплектов для сборки самосвалов.
В целом в рамках реализации «Дорожной карты» двустороннего сотрудничества за последние два года в Казахстане создано 11 сборочных  производств, из них 3 – в этом году.  Кроме того, увеличиваются поставки шин, грузовых автомобилей, мебели, стройматериалов, холодильников. А в обратном направлении в Беларусь идут прокаты из черного металла, алюминий, нефтепродукты. Кстати, с прошлого года на белорусские НПЗ пошли газоль и мазут. И обе стороны надеются, что сотрудничество в нефтяной сфере будет расширяться. Теперь необходимо создать равные условия для работы предприятий, независимо в какой стране Таможенного союза они «прописаны». Что касается белорусского правительства, то уже начался пересмотр условий субсидирования аграрной отрасли (в Республике Беларусь оно значительно выше, чем в России и Казахстане). Однако это не значит, что помощь селу вовсе не будет оказываться. В то же время весьма эффективной признана поддержка Казахстаном проектов, нацеленных на развитие перерабатывающих отраслей. Инвестиции в строительство птицекомплекса в Ордабасинском районе, где, кстати, есть оборудование и из Беларуси, были выделены казахстанскими властями с четко оговоренным механизмом погашения. Причем поддержка идет не хаотично, а после определения государством приоритетных направлений и защиты проекта на разных уровнях.

Большая конкуренция

Близость Казахстана к Китаю, безусловно, вносит коррективы в работу Таможенного союза. С одной стороны, Поднебесная – это огромный рынок, а с другой – элемент очень жесткой конкуренции. Во многих городах Казахстана чуть ли не каждый второй грузовик или автобус из Китая. И чтобы соперничать с дешевой техникой, необходимо предлагать покупателям более выгодные условия. «Создание Таможенного союза не означает, что мы можем производить второсортные товары и говорить, что все хорошо. Никто ведь не заставит потребителя купить некачественную вещь, – подчеркивает белорусский Премьер Михаил Мясникович и добавляет: – Я думаю, например, что от объединения МАЗа и КамАЗа Таможенный союз только выиграет. Это снижение зависимости от импорта. Ведь такие экономические объединения, как наш Союз, для того и создаются, чтобы мы могли получить выгоду от нашей совместной работы на рынках других государств и на внутреннем рынке».
Кстати, при проведении тендера в городе Шымкенте предпочтение было отдано мазовским автобусам. Они в условиях работы Таможенного союза оказались более конкурентоспособными по цене и качеству даже по сравнению с мировыми брендами.

Взаимные инвестиции

Еще одной фокусной точкой  является приватизация. Астана проявляет интерес к высокотехнологичным производствам, в частности к минскому «Интегралу», который после модернизации вышел на зарубежные рынки микросхем. Однако вопрос привлечения инвестиций по-прежнему является актуальным. В этой наукоемкой сфере нельзя останавливаться и необходимо постоянно не только совершенствовать технологический процесс, но и искать новых потребителей.
«В Беларуси лучшие на всем просторе СНГ и нефтеперерабатывающие предприятия, – говорит Владимир Божко. – И, конечно, мы заинтересованы принять участие в их акционировании». А директор фабрики «Пош-Тараз» в Жамбылской области Болат Момышев отмечает, что у них в прошлом году полностью было обновлено оборудование по выпуску топса шерсти, а задача на ближайшую перспективу – выйти на готовую ткань. «В Беларуси прекрасно развита химическая промышленность, и мы готовы к налаживанию самого тесного сотрудничества, вплоть до покупки акций химпредприятий. Ведь от этого зависит наше будущее. На шерсть в Европе огромный спрос. Однако в шерстяные ткани непременно включают химволокна. А в Беларуси они самого высокого качества», – подчеркивает Болат Момышев.

Река с новыми притоками

Беларусь и Казахстан являются важными друг для друга партнерами. Минск дает Астане возможность выхода на западный рынк, а взамен получает открытые двери на Восток. У Казахстана налажены хорошие контакты с высокотехнологичными странами Азии, такими как Республика Корея и Япония. Белорусско-казахстанская река сотрудничества может быть обогащена и этими  притоками. Минск рассчитывает выйти на рынки третьих стран с белорусской техникой, собираемой в Казахстане.
Общее таможенное пространство предоставляет уникальные возможности в развитии отношений. Стираются границы, появляются общие интересы, проводится единая внешняя и внутренняя политика, в конструктивном русле решаются спорные моменты, появляется больше доверия к партнерам. Лишь такой штрих: таможенный пост «Айша-биби» на казахстанско-киргизской границе, где недавно побывал корреспондент «СВ», охраняет уже рубежи не только Казахстана, но и всего тройственного Союза. И пост за последнее время преобразился. Здесь установлены  новые сканирующие аппараты и детекторы, к тому же сюда прибывают сотрудники, снятые с российско-казахстанских контрольно-пропускных пунктов.
Объединительные процессы будут идти и дальше. Со следующего года в рамках уже более высокой интеграционной структуры (Единого экономического пространства) планируется убрать последние барьеры. И этими перспективами важно воспользоваться в полной мере.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter