Как красноармеец Алексей Борисов вернулся из небытия

Без вести не пропавший

В руках Александра Борисова — живые цветы. Он привез их на место, где в далеком 1941‑м навсегда остался его родной человек. Сведения о том, где красноармеец Алексей Кузьмич Борисов принял свой последний бой, семья искала все эти годы. И когда получили весточку из Беларуси, что на Могилевщине найдены его останки, несмотря на расстояние и пандемию, сразу собрались в путь.

Приехавшие в Славгород из Подмосковья родные Алексея Борисова случившееся считают чудом...

В Славгородский район внучатый племянник Алексея Кузьмича Александр с женой Натальей и родной сестрой Еленой Глушенковой добирались с тремя пересадками: из Раменского до Москвы, потом — до Могилева, оттуда — до Славгорода. В общей сложности более 700 километров. Эмоции их буквально переполняют.

— Случившееся иначе как чудом не назовешь, — говорят Александр и Елена. — Наша прабабушка Мария Ильинична, жившая в селе Ворщиково Виноградовского района Московской области, всю жизнь искала информацию о сыне, который ушел на фронт и не вернулся. Но и похоронки она не получала. Верила, надеялась, ждала. Потом уже ее дети, внуки, правнуки посылали запросы — в военкоматы, архивы, в том числе Центральный архив Министерства обороны РФ в Подольске. Ответ был один: об Алексее Кузьмиче нет никаких сведений: ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести он не значится. Искал его и наш дедушка Николай, младший брат Алексея Кузьмича. Он тоже прошел войну, в 1944‑м был ранен. С фронта не вернулись двое его братьев — кроме Алексея еще и Михаил, о котором тоже до сих пор ничего не известно. Мы знали: у деда был «тайный закуток» в сельской хате, где он хранил вещи из прошлого. Ни детей, ни внуков он туда не пускал. Документы мы впервые увидели после того, как в доме случился пожар. Дедушку нашего спасти не смогли, а бумаги каким‑то загадочным образом уцелели.

Белорусские поисковики передали родственникам героя-россиянина горстку земли с поля боя и солдатский медальон.

Елена Глушенкова протягивает мне пожелтевшее письмо с истлевшими краями. Единственное, которое 20‑летний Алексей Борисов прислал родным в 1941‑м (в мае его призвали в армию): «Мама, у нас забрали чемоданы, выдали вещсумки… Изучаем военные машины… Служу хорошо, за отличную успеваемость уже получил 2 благодарности от командира…»

— Письмо он прислал из Харькова, и мы решили, что в Украине Алексей Кузьмич и воевал. Начали там искать сведения о красноармейце Борисове — тщетно. И вот случилось невероятное: дедушку нашли накануне его 100‑летнего юбилея! Он родился 11 сентября 1921 года, а подняли его останки белорусские поисковики в Славгородском районе 10 сентября 2021 года! Личность установили по найденному при нем солдатскому медальону: «Алексей Кузьмич Борисов, 1921 года рождения, красноармеец, призывался Виноградовским РВК Московской области». Когда нам сообщили об этом, мы не могли слез сдержать. Очень благодарны белорусам за то, что ведут активную поисковую работу, чтут память тех, кто погиб за родину.

— В июле — августе 1941 году в районе Пропойска (нынешнего Славгорода) шли ожесточенные бои. Немцы, захватив город, перекрыли стратегически важное Варшавское шоссе и мосты через реку Проню. Бойцы 710‑го стрелкового полка 219‑й мотострелковой дивизии 25‑го мехкорпуса, пытаясь выбить врага и освободить «Варшавку», стояли насмерть. Тысячи советских солдат тут полегло, большинство до сих пор числятся пропавшими без вести, — рассказал руководитель Могилевского областного военно‑патриотического клуба «Виккру» Николай Борисенко. — Наш долг искать незахороненных бойцов, устанавливать их имена. Ведь каждая семья и спустя столько лет продолжает ждать близких, не вернувшихся с войны. Этой осенью на Славгородчине в ходе полевой поисковой экспедиции «Сожский рубеж — 2021» подняты останки 28 красноармейцев, личности семи из них идентифицированы по памятным медальонам и личным вещам. Один — из Украины, остальные — россияне: из Тульской, Московской, Тверской, Курской областей, Красноярского края.

Останки Алексея Кузьмича Борисовы‑Глушенковы увезли на родину. Похоронят его рядом с братом, матерью, отцом. Из Беларуси, где они побывали впервые, внучатые племянники героя привезут домой и горстку земли с поля боя, найденную при погибшем дедушке поржавевшую бритву и солдатский медальон. В Россию — по желанию родственников — вернутся еще двое красноармейцев. Останки Ивана Сергеевича Судакова, уроженца Богородицкого района, погибшего в 20 лет на поле у села Поповка в 1941‑м, увезла на родину делегация из Тульской области. Останки Гурия Ананиевича Коновалова, 1920 года рождения, уроженца хутора Переполи Фрунзенского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области, павшего смертью храбрых у деревни Свенск, его близким передадут в декабре. Останки остальных красноармейцев торжественно перезахоронили в братских могилах на Славгородчине.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter