Без царя в голове. И без пули

"Я решил прочувствовать то же, что только что чувствовала она".
"Я решил прочувствовать то же, что только что чувствовала она". Смертельно ранив жену из пистолета, прапорщик нанес сам себе примерно такие же ранения. Но почему-то судьба была к нему более благосклонна, чем к его невинной жертве, - он выжил. Видимо, прежде чем предстать перед высшим судом, он должен был ответить на суде земном...

Сакральный вакуум

Жизнь в военных городках всегда имела свою специфику (помните фильмы - "Анкор, еще анкор!", "Таежный роман"). Их обособленность от "цивилизации" зачастую объясняется расположением войсковых частей вне населенных пунктов. Для большинства военнослужащих и членов их семей этакий "социальный вакуум" становится настоящим испытанием психологической стойкости. И нередко его не выдерживают даже не жены военных, а те, которые сами присягали "стойко переносить тяготы и лишения службы". И по старой славянской традиции бросаются "грудью на стакан". Именно так поступил в свое время прапорщик одной из воинских частей Сергей Батура. Он с семьей жил непосредственно возле места службы в военном городке с соответствующим названием Цель в Осиповичском районе. Но несмотря на самый расцвет сил - ему не было еще и 30 лет, - Батура имел прочно устоявшуюся привычку к спиртному (впоследствии медики определят ему диагноз - алкоголизм 2-й стадии). Пьянка стала для него отдушиной от однообразности бытия и одновременно - бичом семьи. Видеть изо дня в день пьяного главу семейства жена долго не смогла. Весной 2002 года после очередного запоя своего суженого его супруга взяла маленького ребенка, немногочисленные вещи и ушла жить к матери. Правда, недалеко - теща прапорщика жила в том же доме, в соседнем подъезде. И, как это часто бывает, разлад в семье привел к тому, что муж начал спиваться ускоренными темпами. Он и сам это понимал, но всякие попытки примирения с женой заканчивались неудачей.

Встретимся на небесах

Развязка наступила через несколько месяцев. К тому времени Батура уже не видел смысла в одиноком существовании и морально был готов даже к самоубийству. 8 сентября 2002 года прапорщик Сергей Батура заступил в суточный наряд. Как и положено, для несения службы получил в оружейной комнате табельный пистолет Макарова. Кстати, на службе Батура ни в чем предосудительном замечен не был, характеризовался положительно.

Через полтора часа он заявился к жене, предварительно употребив 400 граммов самогона. Закрывшись в кухне, Батура стал упрашивать жену вернуться. Но та отреагировала так же, как и на прошлые пьяные уговоры мужа, - категорическим отказом. Не испугалась и тогда, когда он достал оружие. Разговор перешел на повышенные тона. На шум в кухню заглянула ее мать, но Батура тут же направил в сторону тещи пистолет и приказал выйти. Та испуганно закрыла за собой дверь и бросилась к телефону, позвонила дежурному по части, рассказала о пьяных выходках зятя. Примчавшийся капитан тоже попробовал сунуться в "пищеблок", но и он увидел перед собой "зрачок" направленного на него ствола и был вынужден ретироваться. А вскоре раздался первый выстрел - это Батура выстрелил жене в левую ногу. Уже раненая молодая женщина умоляла невменяемого от опьянения супруга не убивать ее, но через минуту еще двумя выстрелами в голову он окончательно поставил точку в ее жизни. Осознав, что натворил, Батура принялся за членовредительство. Вначале раздробил себе левое колено, а потом приставил пистолет к голове и нажал спусковой крючок... Как он говорил потом, хотел покончить с собой. Однако то ли ему повезло, то ли спьяну рука дрогнула, но ранение головы получилось касательным. Может быть, поэтому Батура быстро поправился. Уже через месяц он давал подробные показания следователю. Как пьянствовал, любил и одновременно ненавидел жену, как "хотел отомстить за неразделенные чувства". Стоя у скамьи подсудимых, Сергей Батура выслушал приговор - 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима, почти максимальный срок по "его" статье. Там же он пройдет курс принудительного лечения от алкогольной зависимости. В своей кассационной жалобе он не сумел смягчить сердца судей - приговор оставлен без изменений.

Нынешней весной я бывал в подобном Цели военном городке (кстати, тоже в Осиповичском районе). В "курилке" разговорился с помощником дежурного по части (и тоже прапорщиком). За сигаретой тот рассказал мне печальную историю их городка. Звучала она примерно так.

"Живем тут в трех кирпичных домах, как в тайге. До Осиповичей вроде недалеко - 12 километров, но чувствуешь себя отшельником. Редко когда с семьей выберешься в райцентр. Из развлечений - только танцы в клубе. А там - одни и те же рожи, которые на службе надоели. Благо жена хорошая попалась, терпит пока. Представляешь, говорю ей - давай с зарплаты тебе платье купим. А она - зачем?.. Другая бы обрадовалась, а моя говорит, мол, все равно одевать некуда, перед кем тут выряжаться, знаем друг друга как облупленные... А пьют здесь все. Зайди в наш магазин, спроси, какой самый ходовой товар? Сразу скажут - водка. По ночам частенько пьяные песни слышны. Да глянь на красные лица некоторых офицеров - все сразу ясно станет. Уходить вроде некуда, что мы еще могем? Ай, апатия, короче..."

После этого разговора история прапорщика Батуры уже не кажется столь дикой и ужасающей. Скорее, наоборот, она выглядит логическим завершением службы слабого вояки в отдельно взятом мире, ограниченном забором военного городка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter