Без трудолюбия нет специалиста

Привить каждому человеку рабочей профессии необходимые личностные качества...

Привить каждому человеку рабочей профессии необходимые личностные качества — одна из главных воспитательных задач профессионально-технического и среднего специального образования

Еще десять лет назад воспитательная работа в ПТУ и ссузах занимала второстепенные позиции, а сегодня ее важность наряду с обучением уже никто не отрицает. Необходимые в жизни любому человеку основы нравственности и патриотизма, знания по поддержанию престижа своей профессии становятся неотъемлемыми для уровня среднего специального образования.

Как бы громко это ни звучало, но ни в одной из стран на постсоветском пространстве больше не разработано такого научно-методического сопровождения воспитательного процесса в училищах и колледжах, как это сделано в Беларуси. Старт работы пришелся как раз на тот непростой период, когда проблемы воспитания молодежи с появлением различного толка деструктивных организаций приобрели новую остроту.

— Фактически десять лет назад нам пришлось начинать с нуля. Ведь в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования не было ни концепции воспитательной работы, ни необходимых методик. В учебных заведениях стали вводить должности педагогов-психологов, но представления о том, чем они должны заниматься, толком никто не имел, — говорит начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы Республиканского института профессионального образования Татьяна Сезень.

Начали с простого, но главного и необходимого — создания концепции воспитательной работы. Под нее появились программа воспитания, аналитическая база и свыше сотни социально-педагогических, психолого-педагогических, статистических и иных методик. Это, можно сказать, азы воспитания. Вся информация сегодня представлена в научных изданиях для ПТУ и ссузов. За время деятельности центра их издано почти шестьдесят. В гораздо большем объеме сведения аккумулируются в электронном информационном пространстве. Там они разделены на тематические банки данных, где представлены различные методики и рекомендации. Например, о том, как лучше провести информационный час, родительское собрание или экскурсию. Любой специалист — от куратора группы и педагога-психолога до руководителя учреждения образования — может воспользоваться полезной заготовкой. По восьми наиболее важным направлениям воспитательной работы — идеологическому, нравственному, семейному и т.д. — информация объединена в комплексы. Кроме методматериалов, они включают нормативно-правовую информацию, презентации, энциклопедию — все те сведения по проблеме, которые необходимы для ее эффективного решения. В последнее время активными пользователями сайта центра стали сами учащиеся. В практику работы вошли виртуальные методы — интернет-конференции, семинары и форумы с привлечением широкого круга специалистов. Такая форма общения популярна у молодежи, специалисты отмечают ее эффективность. Ребята не стесняются спрашивать о том, что их волнует и интересует: о способах избавления от зависимостей, проблемах трудоустройства, семейно-интимных отношениях.

— Нигилистов среди молодых становится все меньше. Мы видим, что для них важны семейные ценности, они хотят вести здоровый образ жизни, быть экологически грамотными, — подчеркивает Татьяна Сезень.

У центра множество проектов. Один из них, совместный с РУП «НИИ радиологии», рассчитан, к слову, не только на учащихся. Книга для работы с населением, проживающим на пострадавших от аварии на ЧАЭС территориях, будет интересна широкому кругу читателей. Главная задача проекта — доказать, что благополучная, здоровая жизнь при грамотных подходах возможна и на загрязненных территориях.

Параллельно специалисты разрабатывают методики, которые помогут повысить престиж рабочих профессий. Ведь для того чтобы считаться хорошим специалистом, повару недостаточно просто уметь готовить, а официанту — ловко обслуживать. Важно обладать еще и определенными личностными качествами, например, трудолюбием и честностью, вежливостью и креативностью, так как каждая профессия имеет, по словам специалистов, «личностную специфику».

Следующим важным фрагментом деятельности центра станет работа над проблемой информационной культуры личности. Если раньше на формирование характера подростка могли влиять улица, неформальные лидеры и группы, то сегодня к этому списку добавилось воздействие Интернета, различного рода изданий сомнительного содержания. Важно научить молодежь отличать зерна (полезную информацию) от плевел — всего того негатива, который захлестнул сегодня информационную среду.

— В работе с молодежью важно уметь предвидеть волнующие ее проблемы, говорить на том языке и использовать те технологии, которые знакомы и понятны подросткам. Тогда ребята увидят в нас партнеров. В каждом ПТУ и ссузе должна быть создана гуманная воспитывающая среда, — подчеркивает проректор по научно-методической работе Республиканского института профессионального образования Оксана Попова.

Методики центра используют в своей работе не только 230 ПТУ и 50 ссузов страны. Его наработки по идеологии легли в основу всех уровней образования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter