В Беларуси будет наказываться торговля государственными наградами

Без торга

Кровь, память, подвиг. Именно с такими понятиями ассоциируют госнаграды те, кто их заработал в огне, и те, кому дороги воспоминания о героях. Но все это уходит с молотка на аукционах: сегодня медалями и орденами торгуют, как антикварными побрякушками. Родственники награжденных, коллекционеры, воры. Госнаграды похищают, за них избивают, глумясь над боевыми заслугами ветеранов. Чтобы прекратить кощунство, Совет Республики одобрил законопроект об ответственности за приобретение и сбыт госнаград. «Р» изучала спрос и предложение на пока еще легальном рынке орденов и медалей.



Медаль «За взятие Берлина» стоит около 215 тысяч рублей. Медаль «За отвагу» после трех ставок поднялась в цене до 400 тысяч. Медаль «За защиту Севастополя» оценили в 15 миллионов. Такие расценки на госнаграды на лотах аукциона ay.by.

Участница форума Галина негодует: «Нет ни стыда, ни уважения у этих продавцов. Для них это — только коллекции». 

Торговлю орденами и медалями СССР, полученными в годы Великой Отечественной войны, пытались запретить еще лет семь назад. Тогда сотрудники Министерства юстиции разработали проект изменений и дополнений в Уголовный кодекс, чтобы установить в нем ответственность за незаконное приобретение и сбыт ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Беларуси или СССР. Но тогда инициативу не поддержали. 

Ветеран из Бреста Мария Петровна плачет в трубку. Сын с соседом вынесли из квартиры добротную кожаную сумку с наградами. Кто и куда продал три ордена мужа, женщина не знает. Оставшиеся медали и ордена тщательно скрывает от посторонних глаз. И не перестает оплакивать украденную память. «Мой орден Великой Отечественой войны. Награда за битву под Прохоровкой. Все, все, ну как же так? Знаете, как они доставались?»

Узнать такое невозможно. Для этого нужно, например, оказаться в кровавом мессиве на Курской дуге или в эпицентре битвы за Сталинград. А кто не был там, тот до конца не поймет Марию Петровну. И ее слезы по похищенным наградам. 

Ветеран из Минска Владимир Васильевич, прошедший Берлин, знает цену наградам: «Ордена отца передам в музей. А кто мои отдаст? Мне тут один говорил, продай, к чему тебе уже. А как можно кровь продать?»

Основные покупатели госнаград — коллекционеры. В их среде считают, что частные коллекции — это своего рода тайники боевой памяти. Фалеристы собирают не только сами знаки, но и истории подвигов и биографии героев. Они — как музейные работники. Только личных музеев. И кощунства в этом не видят. 

«Случайные медали есть у каждого второго-третьего коллекционера, — поясняет председатель Белорусского республиканского общества коллекционеров Иосиф Судник. — Где-то приобрели. Подарок, покупка. Для нас это тоже память дедов. Треть общества — фалеристы, коллекционируют награды целенаправленно. Нам все что-то запрещают. Вот и до медалей Великой Отечественной добрались. С точки зрения морали это правильно. Людей награждали за подвиги. Конечно, когда вступит в силу закон, мы будем его выполнять, но нужны разъяснения, что делать с коллекциями. Может, можно обмениваться? Коллекционеры ведь тоже сохраняют их, делают выставки. А если нашел орден, куда его деть?» 

По новому закону запрет однозначный. На любые операции с госнаградами. Дарить, меняться, продавать, покупать — нельзя. У орденов и медалей одна «судьба»: шкафчики наследников и стенды музеев.

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Лилия Мороз иное даже не рассматривает: «Из рук в руки за пятьдесят долларов медаль. Что это за базар? Памятью торговать? Сберечь может только родственник или музей. История должна быть в музейных фондах для народа, а не в каких-то частных коллекциях. За первую операцию по купле-продаже награды будет штраф 50 базовых величин. Если такая «сделка» повторится еще, ее участников привлекут уже к уголовной ответственности. А там можно получить до двух лет лишения свободы. Это всегда считалось чем-то незаконным, но закона такого не было. Теперь все прописали. Раз коллекционеры приобретали раньше, пусть тихонечко хранят или сдают в музеи. Мы пока этот вопрос не оговаривали, но, думаю, сотрудники фондов возражать не будут. Мы сейчас изучаем историю коллекционирования, решаем, что делать с давними наградами, например времен Речи Посполитой. А госнаграды БССР, СССР, Республики Беларусь больше не обсуждаются». 

Лики святых хранятся в церквях и монастырях. В коллекционировании икон есть что-то от святотатства. Ордена и медали — это лица подвигов. Для них тоже должны быть особые «храмы». Ордена не продаются.

Кстати

В 2014 году на территории республики зарегистрировано 23 хищения, где предметом преступного посягательства являлись ордена, медали (наградные знаки), из них раскрыто 11. Это кражи, грабеж, разбои, мошенничество. За 3 месяца этого года в стране зарегистрировано 10 таких хищений. По четырем преступлениям установлены подозреваемые лица.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter