Пришлось ли ко двору на местах местное топливо?

Без теплового удара по кошельку

Зимой самая дорогая строчка в извещениях на оплату за жилищно-коммунальные услуги — традиционно отопление. И от него, увы, не откажешься — климат-то у нас хотя и теплеет, но до тропического ему пока далеко. Чтобы уменьшить «издержки» комфорта и дать возможность стране в целом сэкономить на импорте углеводородного топлива, которым нас обделила природа, в Беларуси взят курс на диверсификацию в энергетике. В частности, ставка делается на увеличение доли местных видов топлива и использование альтернативных источников. Как это реализуется на практике, мы решили узнать на примере Ошмянского района.

Свое — дешевле

— Если смотреть на тепло с экономической точки зрения, то сейчас в нашем районе выгоднее всего содержать котельные на фрезерном торфе, а дороже всего — на дровах и мазуте. Почему такой расклад? В цену ведь входит не только сырье, но и доставка, труд работников. Отдельно в этом списке идет природный газ, мы в последние годы сжигаем его гораздо меньше, чем раньше. Есть четкая установка — активнее работать с местными источниками энергии, — говорит заместитель начальника Ошмянского РУП ЖКХ Евгений Гаврис. — Безусловно, мы и сами заинтересованы в белорусском топливе. По цене оно подходит как для ЖКХ, так и для экономики района в целом. Хотя на конечную цифру для потребителя тепла источник энергии никак не влияет.

Если взглянуть на ситуацию в процентном соотношении, то для отопления района используются 48% местных источников энергии. Оставшиеся 52% приходятся на природный газ.

Котельные в Ошмянах комбинированные — там установлены котлы для разного вида топлива: газа и торфа или газа и щепы. При этом газ — всегда резерв. Его стараются включать при сильном и резком похолодании или в случаях, когда торф или щепу не успевают привезти в срок. Открыть вентиль — дело нехитрое. Но и не самое дешевое, замечают в Ошмянском ЖКХ.

— Раньше в районе был свой торфобрикетный завод. ЖКХ покупало у него сырье, на внутренних поставках он и держался. Но в какой-то момент у предприятия возникли финансовые трудности. Теперь это не самостоятельная структура, а участок Лидского торфобрикетного завода. Фактически мы продолжаем покупать свой торф, но уже через соседей, — рассказывает Евгений Гаврис.

Однако то, что местное топливо дешевле, еще не значит, что хлопот с ним меньше. Те же дрова нужно привезти, распилить и ­наколоть, закинуть в котел. Много ручного труда. И это не говоря о том, что лес растет десятилетиями.

Ошмяны — один из ближайших городов к Островцу, в котором будет запущена БелАЭС. Логичный вопрос: не готовится ли местное ЖКХ к переходу на отопление от электроисточников? Глобальных планов пока нет, но первые шаги в этой сфере уже сделаны. В деревеньке Зеленая Дубрава осенью несколько домов перевели на «отопление из розетки».

— Была экономически невыгодная котельная. Длинная теплотрасса обеспечивала всего несколько домов. В прошлом году их отключили от центрального теплоснабжения, провели новые линии электропередачи (заодно и фонари заменили на более современные) и пустили тепло по проводам, — говорит Евгений Гаврис. — Для собственников работы не стоили ни копейки. Только в дальнейшей эксплуатации необходимо своевременно оплачивать электроэнергию. Если сравнивать цены за коммунальные услуги до и после, теперь тепло обходится местным чуть дороже. Но изменение стоимости — лишь вопрос времени.

Бренд с огоньком

Раньше в Ошмянах, как и во многих других районах страны, был свой льнозавод. Предприятию не нужно было беспокоиться об утилизации льнокостры — ЖКХ покупало ее и само формировало пеллеты для отопления (даже специальное оборудование нашлось на одном из местных сельхозпредприятий).

Льнозавод, увы, упразднили, но льнокостру в качестве источника энергии тут используют до сих пор. Для этого есть несколько причин. Во-первых, в Беларуси, где лен выращивается практически повсеместно и считается национальным брендом, ее довольно много. Во-вторых, это однолетняя культура, которая возобновляется ежегодно.

ЖКХ в районе заботится об отоплении не только в городе, но и в сельской местности. Школы, детсады, амбулатории, кое-где имеются и двухэтажные дома на несколько квартир — там нет необходимости устанавливать мощные котлы на торфе или газе. Идеальный вариант — оборудование, работающее на льнокостре.

Коммунальщики говорят, что топливо бывает даже из отходов семечек. Так что удивляться льну не стоит. За сутки сотрудники Ошмянского ЖКХ изготавливают до четырех тонн пеллет. Особенность применения этого топлива в том, что в котлы оно попадает автоматически. Человек лишь наблюдает за процессом — технологично и удобно.

Соседский опыт

В 2013 году в райцентре появилась мини-ТЭЦ на основе когенерационной установки. Она одновременно вырабатывает электроэнергию и тепло — экономия очевидна. Правда, сам проект обошелся в 2 миллиона евро. Реализовали его за счет Международного банка реконструкции и развития силами литовских энергетиков.

— Надо признать, наши соседи преуспели в области энергосбережения, и мы с интересом относимся к их разработкам. Например, в городе Игналина в Литве весь жилфонд прошел тепловую модернизацию. Продумано все — от солнечных батарей на крышах до индивидуальных теплорегуляторов на каждой батарее. Теперь жители платят за отопление вдвое меньше, чем раньше, — делится Евгений Гаврис. — Мы тоже стараемся не отставать от общемировых трендов и прорабатываем варианты, что можно сделать у нас. Увы, капремонты далеко не всегда могут ощутимо повлиять на ситуацию. Особенно страдают жильцы хрущевок, построенных в 1960-е годы. Класс энергоэффективности этих домов довольно низкий, поэтому и за отопление приходится платить немало. Но в сентябре вступил в силу 327-й Указ Президента «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», а значит, будем работать в этом направлении.

В ТЕМУ

Норвегия известна дешевой электроэнергией, за счет которой здесь и отапливают около 70% домов. При этом популярным источником тепла являются и различные виды отходов — их сжигают на специальных заводах.

Еще одна страна, где распространено отопление за счет электричества, — Франция. Там даже действует двойной тариф на этот вид энергии: с 7.00 до 23.00 — полный, а с 23.00 до 7.00 — льготный (в полтора раза дешевле). Любопытно, что власти всячески стимулируют население экономить на отоплении: от 25 до 50% стоимости работ по теплоизоляции домов государство готово возместить гражданам через снижение подоходного налога. А на покупку солнечных батарей, нагревателей с повышенной теплоотдачей французы могут получить льготные кредиты.

В Японии тепло в домах обеспечивают кондиционеры и обогреватели (от электрических и масляных до керосиновых и газовых). Зимой в Стране восходящего солнца самый ходовой товар в магазинах — электрические одеяла и ковры. Принцип действия у них, как в грелках. Традиционный источник тепла в японских домах — котацу. Это стол с нагревательным элементом, накрытый одеялом. К слову, в японских школах нет отопления. Дети могут погреть руки лишь на переменах в специально оборудованных для этого точках на коридорах.

Согласно последним данным, две трети домов в Германии полностью или частично отапливаются за счет энергии из возобновляемых источников (биомасса, дрова, пеллеты из отходов, солнечные батареи). Более того, в стране действует закон: новые здания обязаны использовать возобновляемые источники энергии, в противном случае их не примут к эксплуатации. В немецких домах на всех батареях стоят вентили с термостатами для регуляции температуры. Так, в гостиной, где жильцы проводят много времени, обычно тепло, а в туалете температура, как правило, на минимуме. Власти рекомендуют: «Если позволяют обстоятельства (отсутствие маленьких детей), поддерживайте более низкую температуру. Уменьшив ее на 1 градус, вы экономите до 6% тепловой энергии. Снижение температуры с 24 до 20 градусов обеспечит до 24% экономии тепла».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter