Стартовала Всемирная неделя предпринимательства

Без стимула никуда

Стартовала Всемирная неделя предпринимательства

У активных бизнесменов есть повод на время отвлечься от ежедневной работы — стартовала Всемирная неделя предпринимательства. В этой акции участвуют почти 150 стран. Беларусь к инициативе присоединилась уже в третий раз. Диалог между предпринимателем и чиновником, опытным бизнесменом и новичком на этой площадке не требует лишних формальностей. Что само по себе привлекательно.


Вчерашнюю дискуссию посвятили развитию малого и среднего бизнеса. Казалось бы, сколько можно обсуждать? Условия созданы: регистрируйся и работай. Но пользу от подобных разговоров я проиллюстрировал бы цифрами. Малый и средний бизнес, по данным Минэкономики, уже формирует около 24 процентов валового внутреннего продукта. Теперь не таким уж амбициозным кажется желание через два года достичь 30–процентной его доли в ВВП. В небольших компаниях занята почти треть экономически активного населения. Конечно, от среднеевропейского вклада малых организаций в объем роста мы пока отстаем. Но и общие лекала к нашей экономике не в полной мере применимы. Традиционно весомая доля крупных государственных предприятий слегка заслоняет видимый рост частной инициативы.


Интересно, что процесс модернизации, который сейчас охватывает госсектор, экспертами так или иначе воспринимается как стимул к развитию малого предпринимательства. Во–первых, любое технологическое переоснащение невозможно без значительного или не очень высвобождения рабочей силы. Куда идти профессионалу, если после оптимизации штата его должность исчезла? В производственный бизнес, уверен председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Он привел данные по Минску: квадратный метр производственной площади на частном предприятии используется примерно в 9 раз эффективнее, чем на государственном. То есть резерв площадей огромный. Если наконец–то начать грамотно вовлекать их в оборот, это станет реальным стимулом к самозанятости. Министерство экономики, кстати, проблему видит. И предлагает решения. Заместитель директора департамента по предпринимательству Петр Арушаньянц рассказал:


— Если предприятие не использует объект, целиком сдает его в аренду и за счет этого получает прибыль, оно, по сути, занимается непрофильным видом деятельности. Наша инициатива: обязать таких собственников продавать помещения арендаторам по первому требованию.


Представитель Международной финансовой корпорации Лиза Кестнер высказалась, быть может, чересчур жестко. Но ее идея на самом деле проста. Пересчитать, сколько денег выделяется из бюджета на поддержку заведомо неэффективных проектов на действующих предприятиях. И направить их вместо этого на поддержку предпринимателей, переобучение персонала. По–моему, есть к чему прислушаться.


Советская Белоруссия №218 (24355). Среда, 20 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter