Без совести и тормозов

Какое наказание способно убедить пьяного не садиться за руль?

Какое наказание способно убедить пьяного водителя не садиться за руль?

В Беларуси то и дело разгораются споры о том, стоит ли ужесточать наказание за «пьяное» ДТП, в котором погибли или пострадали люди. С одной стороны, безнаказанными виновники аварий не остаются — чаще всего получают наказание в виде лишения свободы, с другой — число трагедий на дороге меньше не становится.

Звоню в Госавтоинспекцию. Мне приводят грустную статистику: в 2011 году нетрезвые водители совершили 867 аварий, в которых 211(!) человек погибли и 1017 получили травмы. Всего же за прошедший год гаишники успели остановить на дорогах страны более 52 тысяч пьяных за рулем, то есть 142 человека в день. В среднем каждые 10 дней задерживали нарушителя, который попадался пьяным за рулем повторно. У нас уже даже статистика есть: в основном ДТП в состоянии алкогольного опьянения совершают мужчины 30—35 лет разных профессий и должностей.

В пятницу, выходные и праздники сотрудники ГАИ патрулируют дороги особенно тщательно, потому что именно в эти дни «пьяная» статистика растет как на дрожжах. Но почему наших людей надо так тщательно контролировать, почему эти водители не пытаются руководствоваться здравым смыслом? И если человек, который сел за руль нетрезвым и совершил аварию, — преступник, то почему тот, кто отпустил его в таком состоянии, не соучастник? Человек выпил и решил, что способен в таком состоянии доехать на своем авто домой. Но почему его никто не попытался переубедить? Статистики о том, сколько людей ответили перед законом за то, что отпустили нетрезвого в дорогу, нет.

До сих пор на слуху минчан мартовская авария на перекрестке проспекта Независимости и улицы Козлова. Около 4 часов утра автомобиль BMW 745 врезался в такси «Volkswagen Passat». На заднем сиденье такси был 20-летний студент. Он не был пристегнут ремнем безопасности, от удара вылетел из автомобиля и погиб.

38-летний водитель BMW был пьян. Следствие установило, что он несся по проспекту со скоростью не менее 100 км/ч и выехал на перекресток на красный свет. Наказание — лишение свободы сроком на 4 года 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии в условиях поселения и лишение права управления транспортными средствами сроком на 5 лет. Много это или мало?

Для сравнения: в России давно собираются приравнять «пьяное» ДТП к убийству, и первые шаги к ужесточению наказания уже, похоже, сделаны. Там за подобные аварии получают реальные тюремные сроки. Недавно в Костромской области суд приговорил к восьми годам колонии общего режима 27-летнего белоруса, который в мае 2011 года стал виновником страшного ДТП под Костромой. В результате аварии, которую спровоцировал наш нетрезвый соотечественник, погибли три человека — супружеская пара и их 17-летняя дочь. Оказалось, что у виновника аварии не было прав, а перед своей поездкой он со своим братом «обмывал» покупку автомобиля. После застолья нетрезвые мужчины стали по очереди кататься на новой машине. Доездились…

Водители, которые натворили бед, обычно ссылаются на плохую память и смутно помнят обстоятельства ДТП. Но ведь не только на трезвую голову они совершают ошибки. Недавний случай: четыре года ограничения свободы получил водитель из Щучинского района, который выскочил на встречку, не убедившись, что там пусто. Итог — лобовое столкновение. В аварии погибла новорожденная девочка, дочь знакомой водителя. Оказалось, автовладельца несколько раз привлекали к административной ответственности за превышение скорости.

В пользу родителей погибшей девочки и еще одного пострадавшего пассажира суд взыскал с водителя по 10 миллионов рублей за нанесение морального вреда. Эти деньги тут же передали в детский дом. Зачем эти деньги родителям? Ребенка все равно не вернуть. Да и можно ли, в принципе, придумать наказание, которое было бы справедливым для человека, отнявшего чью-то жизнь? Штраф? Тюремное заключение? Да и где вероятность того, что он осознает свою вину и, как принято говорить, встанет на путь исправления? Для одних водителей само чувство вины — самое страшное наказание, а для других чужое горе безразлично. Может быть, корень проблемы вовсе не в тотальном контроле, ведь к каждому водителю гаишника не приставишь, и не в страхе наказания, а в воспитании, берущем начало с детства?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter