Сергей Лосев из Витебска заряжает своих близких верой в будущее электромобилей

Без шума и выхлопа

Миниатюрный электрокар Zotye E200 пока курсирует лишь по цехам минского завода и не попал на широкую публику. Цену на новинку формируют. Ожидается, что она будет в пределах 17 тысяч долларов. На фоне новостей от главы Tesla Илона Маска, спрогнозировавшего выход бюджетного электрокара за 25 тысяч долларов, звучит неплохо. Напомним, что первый массовый выпуск электромобилей на базе предприятия “БелДжи” планируют к 2019-му. Технические характеристики, обещанные производителями, вселяют надежду во всех нынешних и будущих владельцев экоавто. Среди тех, кто с нетерпением ждет выхода “белорусов”, — 33-летний экскаваторщик из Витебска Сергей Лосев.

Фото автора

Свой горячо любимый Nissan Leaf 2013 года Сергей не променяет ни на какое классическое авто. Бензин, дизель, газ — все это гораздо дороже, не говоря уже про то, насколько легко привыкаешь к тишине и комфорту в салоне электрокара, доволен собеседник:

— Бесшумный, динамичный, электродвигатель дает возможность стартовать с места в карьер. Это словно полет в первые же секунды, пока остальные только разминаются. Заряда в моем Nissan хватает на 150 километров. Учитывая, что для нашей семьи — это городское авто, то все очень даже устраивает.

Обладателей машин с электродвигателями даже в масштабах страны чуть более полусотни. На Витебщине их вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Сергей Лосев хорошо знает четверых, а в целом все владельцы электромобилей объединены через группы в мессенджерах. Общей связью, как и составленной в мобильном приложении картой электрозаправок, пользуется и Сергей Лосев. На свое электроавто он пересел почти три года назад, с “Пежо”. Ну а машинами увлекается с той поры, как смог доставать до педалей. Это у него в генах, ведь отец Федор Савельевич — профессиональный водитель. Во дворе их дома всегда стояли авто: “ушастый” “Запорожец”, “Волга”, “девятка”, “БМВ”... Кстати, мой собеседник и отца приобщил к своей “авторелигии”. Федор Савельевич теперь в тренде — рассекает по Витебску и пригороду на гибридном Chevrolet Volt. Пробег на электричестве ограничен до

70 километров, зато есть бензогенератор, вводит в курс Сергей:

—  Перед покупкой пересмотрели множество, в том числе стандартных вариантов. Как и мою машину, когда-то взятую с рук в Молодечно, Chevrolet Volt нашли на вторичном рынке. Честно, не вижу смысла брать даже новенькое бензоавто за 15 тысяч долларов, если за те же деньги можно наслаждаться электрокаром. Да, не новым, но абсолютно беспроблемным в плане поломок, топлива.

Прокатившись с Сергеем до ближайшей электрозаправки, я удивлена. Одно нажатие на кнопку Power — и машина завелась. На большой экран бортового компьютера выводится вся нужная информация. Педали две: газ и тормоз. В авто лишь 109 лошадиных сил, но секрет отличной динамики прост: в электромоторах максимальный крутящий момент достигается уже с первых оборотов. Не случайно, смеется собеседник, у него целая очередь из друзей и знакомых, которые хотели бы перекупить авто. Только избавляться от него Сергей не собирается. Уверяет, если на что и менять четырехколесного друга, то на легенду — Tesla. Самый узнаваемый электромобиль мира с футуристическим дизайном и запасом хода 500 километров стоит от 60 тысяч долларов за б/у вариант... Крупные автохаусы предлагают современные модели Tesla от 200 тысяч долларов. Сергей говорит вот что:

— С момента покупки наездил где-то 75 тысяч километров. С тем, какими семимильными шагами идет сервис по установке электрозаправок даже в нашей стране, проблем с подзарядкой нет. Чтобы добраться до Минска, у меня уходит часов девять. И то потому, что в машине нет быстрой зарядки. В авто моего знакомого такая есть, так вот, из столицы до Витебска он доезжает за четыре часа.

Для всего цивилизованного мира, считает собеседник, электроавто не просто мода, а удобный, выгодный и осознанный выбор. Сергей Лосев говорит, что его нынешний транспорт беспроблемный, то есть в нем ничего не ломается. За все время были нюансы только с пыльником. Из плюсов и отсутствие дорогостоящего обслуживания двигателя и топливной системы. “Кушает” машина бюджетно. Если перевести затраты на электричество по нынешним тарифам на 95-й бензин, экономия порадует. В среднем Сергей тратит на полную подзарядку своего Nissan Leaf 25 киловатт за раз. В месяц набегает киловатт под 400, и все равно в итоге это обходится в 10 раз меньше, чем при использовании обычного топлива.

По специальности инженер-механик Сергей задумался, как облегчить жизнь приверженцам электрокаров. Приобрел за несколько сотен долларов нужные электродетали и сделал возле своего частного дома на окраине Витебска и на даче в Шумилино относительно быстрые электрозаправки, читай, усиленные электророзетки. Они открыты для всех путешественников. Кроме того, витеблянин перешел на дифференцированный тариф оплаты электроэнергии. Ночью она значительно дешевле, а это хороший способ сэкономить.

С минувшего мая в Беларуси появился тариф на электроэнергию, которая используется на специальных станциях для зарядки электромобилей. Он составил 0,15693 рубля (без НДС) за 1 кВт·ч, что на 48% ниже общего тарифа для организаций, работающих в сфере услуг. Тариф устанавливается с целью дальнейшего развития рынка электромобилей в стране.

“Решение об установлении тарифа направлено на стимулирование потребления электроэнергии электромобилями и, как следствие, замещение потребления нефтепродуктов, производимых из импортной нефти, электроэнергией, выработанной на отечественных электростанциях, в том числе БелАЭС”, — отметили в МАРТ.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Специалисты считают, что электромобили идеальны для поездок в пределах 100 километров. При длительных маршрутах встает вопрос подзарядки в пути, что и является основной проблемой. Ведь у большинства относительно бюджетных электроавто запас хода не более 150—180 километров, у Tesla — 400—500. К тому же автономность работы электромобилей в холодную погоду снижается еще на 20—25%, а в сильные морозы — до 50%. С другой стороны, у транспорта на электротяге есть очевидный плюс: зимой он заведется в любую непогоду. Уменьшают запас хода и городские пробки: постоянные разгоны и торможения быстро садят батарею. Для “заправки” электромашин  нужно намного больше времени, чем для машин с ДВС. От домашней розетки — 8—12 часов, на электрозаправке — не менее 3—4.

КУРСЫ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Хорошая новость из Белорусско-Российского университета в Могилеве. Здесь планируют ввести платные курсы для желающих разобраться в электромобилях. В вузе есть все необходимое: специальная учебная лаборатория и машина с электрическим двигателем. Nissan Leaf прибыл из Калифорнии два года назад, вводит в курс дела заведующий кафедрой “Электропривод и автоматизация промышленных установок” Геннадий Леневский:

— Наша лаборатория оснащена двумя комплексами для диагностики электрооборудования и зарядным устройством. Более 45 лет мы готовим специалистов-инженеров, которые умеют и знают, как работать с электроприводами. Углубить специализацию с уклоном на электрокары вполне реально. Но пока это скорее далекая перспектива. Курсы по обслуживанию электромобилей на базе нашего института повышения квалификации в этом плане гораздо ближе.

Звонки от тех, кто хочет пройти обучение, стали поступать с августа. Лет через десять на белорусских улицах будет большинство электроавто, прогнозирует собеседник:

—  Прогресс не стоит на месте. Сотовые телефоны тоже когда-то казались сначала фантастикой, а теперь — обыденность. Сегодня в Европе сотни тысяч электрозаправок, ведущие автокомпании мира заявляют о том, что будут расширять линейку выпускаемых ими электромобилей. А чем больше предложение, тем доступнее цены, а значит, выше спрос.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter