Посмотрели, как работают на практике самые «народные» нормы нового Закона «О рекламе»

Без шума и спама

Реклама в умеренных количествах двигает торговлю, но при чрезмерной активности продавцов становится уже раздражителем. Причем в результате навязчивых действий коллег нередко страдают добросовестные игроки рынка, даже из других сегментов: если потребитель недоволен, то недовольство его границ не знает. Жалобы, замечания и пожелания граждан собрали воедино в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, обсудили и внесли корректировки в Закон «О рекламе». Вступил документ в силу с 8 июля 2021 года. Как работают его самые «народные» нормы, узнавала корреспондент «Р». 

Тише едешь — спокойнее будешь

Одно из нововведений закона касается звука рекламы в общественном транспорте. Не проснувшиеся утром или уставшие за день пассажиры жаловались на ее громкость. 


— Был такой период, лет пять назад, когда люди без стеснения разговаривали по телефонам. В это время подключалась и реклама — порой неожиданно и громко, да еще постоянно одна и та же. Ко всему этому еще и остановки объявлялись — у пассажиров голова кругом шла. В то время мы получали очень много жалоб, — вспоминает начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина Летняк. 

Вторую волну жалоб на звук в транспорте связывают с появлением в городе экскурсионных автобусов. Людей, ездящих каждый день по одному и тому же маршруту, очень раздражал познавательный рассказ. Но интересную задумку все же решили не сворачивать. Нашли компромисс: на бортах автобусов появились заметные наклейки о том, что в этом транспорте тихо прокатиться не получится. Не хотите на импровизированную экскурсию — подождите следующего. Тем более что интервал небольшой. 

— Для малого бизнеса эффективный способ рекламы — рассказывать о магазинах по пути следования транспорта, об акциях и вакансиях в них, о кафе и их новинках, об оказываемых бытовых услугах неподалеку, — отмечает Ирина Летняк. 

Рекламе в транспорте обрезали звук.
mzgazeta.ru

Во время обсуждения этой нормы бизнесмены переживали, что исчезнет доступный канал продвижения. Беспокоились и некоторые владельцы общественного транспорта: пропадет интерес со стороны игроков рекламного рынка — «отпадет» часть доходов. Что видим сегодня? Слово начальнику отдела продаж ООО «Инфомедиаавто», специализирующегося на рекламе в минском транспорте, Евгению Масько: 

— Чтобы вы понимали: мы разместили свои телевизоры в 143 автобусах и 93 трамваях. По сути, мы арендуем пространство у «Минсктранса» и «крутим» рекламу, познавательные ролики. После запрета звука отток клиентов составил около 40 процентов. Наложилась отчасти и пандемия: все больше людей предпочитает не пользоваться общественным транспортом, если есть такая возможность. А значит, и потенциальная аудитория сокращается. Мы попробовали нивелировать потери, предложив клиентам увеличить число выходов рекламных роликов. Благодаря тому, что «Минсктранс» вошел в положение и снизил нам арендную плату, мы остались на плаву. Сейчас фирма работает в ноль. При этом видим, что многие коллеги в регионах, которые специализировались на звуковой рекламе в транспорте между объявлением остановок, ушли с рынка. На мой взгляд, в интересах всех было бы законодательно ограничить уровень громкости для рекламы в транспорте и оставить ее. Ведь звук в той же социальной никто не отменял — и не факт, что завтра уже на нее не начнут жаловаться пассажиры. 

Впрочем, порой даже социальную рекламу крутят без звука. Видимо, заказчики стараются лишний раз не напрягать людей. 

По первому требованию потребителя

Заметили, что в какой-то момент рекламы в почтовых ящиках стало так много, что ее начали называть спамом? Открываешь дверцу — а из ящика на пол вываливается с десяток-другой буклетов, листовок, флаеров… Не всем хватало сил и культуры поднять бумажки и донести их до мусорного ведра. В какой-то момент эта реклама стала раздражать настолько, что ее и вовсе хотели запретить. Но потом прислушались к малому и среднему бизнесу, для которого это один из доступных и эффективных способов продвижения. Тем более что неожиданно поддержала его и часть изначально недовольных граждан. Взвесив за и против, они решили не отказываться от получения листовок о скидках из ближайших магазинов, об акциях из пиццерий, об услугах мастеров разных сфер — оконщиков, сантехников, компьютерщиков... Поэтому с июля так: хочешь видеть только жировки, письма и газеты — попроси не бросать остальное. На ящик можно прикрепить наклейку любого дизайна и размера. 

Вместе с тем такой возможностью пользуются немногие. Например, в нашем 126-квартирном доме я оказалась единственной. Зато проверила на себе: пока ящик обозначен, спама — ноль. Правда, через пару-тройку недель от наклейки чудесным образом остается только белое пятно — то ли соседям глаз мозолит, то ли разносчикам рекламы такое выделение не по душе. Потому что исчезновение обозначения совпадало как раз с массовыми вбросами. Ничего, в запасе наклеек еще много, да и камеру в холле дома как раз повесили — будет возможность выяснить, кому мешают обозначения. 

МАРТ предложило способ борьбы со спамом в почтовых ящиках. Как вариант — наклеить надпись с просьбой не бросать рекламу. Но далеко не многие пользуются этим правом.

Кстати, у потребителя есть еще один вариант отказаться от спама — можно написать на почтовый или электронный адрес рекламодателя или рекламораспространителя. К слову, на каждом буклете и флаере есть их инициалы и юридический адрес. Можно также сообщить о своем нежелании получать рекламу по телефону или любым удобным способом. А рекламодатель и рекламораспространитель в свою очередь обязаны прекратить доставку листовок по первому требованию владельца. Если вдруг после отказа потребителя от рекламы ему бросят листовку, нарушителя сперва ждет предписание. За его неисполнение, в том числе продолжение спама, грозит административная ответственность. А именно — штраф для предпринимателей от 10 до 20 базовых величин и от 20 до 50 — для юрлиц. Впрочем, за распространение ненадлежащей рекламы штраф может доходить и до 100 базовых. 

— До июля мы ежемесячно получали жалобы на рекламу в почтовых ящиках. После — только три в ноябре. Сперва люди уведомляли о нежелании получать листовки рекламодателей, но результата это не дало. Подключились мы. В одном случае, например, компания утвер­ждала, что никаких заявлений в свой адрес от жильца не получала. Вместе с тем учла пожелание человека и исключила его адрес из рассылки. Поэтому совет: лучше в таких случаях отправлять письмо с уведомлением или быть готовым взять распечатку звонков, привлечь свидетелей. В озвученном случае мы вынесли предписание. Не услышит нас рекламодатель или забудет о предписании через месяц — начнем административный процесс, — описывает механизм Ирина Летняк. — Считаю, что нашли хороший вариант решения проблемы. Эта норма позволяет людям заявить о своем нежелании получать спам. Теперь, по сути, всего-то и надо взять на себя ответственность за свое имущество, алгоритм разработан. Дело, конечно, и за добросовестностью и внимательностью рекламодателя. 

Примечательно, что через почтовые ящики, по стационарному или мобильному телефону нельзя рекламировать ритуальные услуги. Оказывается, именно на это остро реагировало немало граждан. Ведь из поступавших жалоб на рекламу в почтовых ящиках более половины касалось негодования по поводу изображения крестов и гробов на листовках. 

— Люди воспринимают такую рекламу как похоронки, она их пугает. Поэтому изменений в этой части очень ждали. Но именно после вступления закона в силу к нам поступило сразу четыре обращения из разных районов города — на одного и того же рекламодателя. Стали разбираться. Оказалось, компания весь оставшийся к тому моменту тираж уничтожила. А листовки, которые попали в ящики, — старого образца, это удивило всех. В итоге факт вброса не был доказан. 

В целом же, что касается обращений граждан по вопросам рекламы, то в 2020-м их в главное управление торговли и услуг Мингорисполкома поступило 271. За 2021-й — 205. 

— Мы видим, что количество жалоб уменьшилось, — закон сыг­рал в этом свою роль, — считает Ирина Летняк. 

Не стой, где стоишь

В небытие скоро должна уйти и реклама на стоящих вдоль обочин прицепах. Они фактически используются как средства наружной рекламы, но никаких платежей ее владельцы за размещение при этом не вносят. Теперь внимание обратят на те, что стоят неподвижно более полугода или из-за своего состояния не могут даже колесить по дорогам. Отсчет начинается с момента, когда специалисты отдела или представители «Минскрекламы» запечатлели транспорт-нарушитель. За это время собирается информация о владельце. 

— Мы зафиксировали несколько точек в конце августа, середине октября и буквально в конце прошлого года. Если прицеп перетянут в другое место, скажем, на соседнюю улицу, — информация уже есть в базе. По каждому случаю через полгода, если прицеп не демонтируют насовсем, попросим его убрать. Не выполнят предписание — начнем административный процесс. Штраф физлицу грозит в размере 5—10 базовых величин, ИП и юрлицу — 10—20 и 20—50 базовых соответственно. Плюс придется оплатить услуги демонтажа и хранения, — поясняет собеседник. — Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы рекламодатель после первого замечания отреагировал и убрал прицеп. Если он стоит на частной территории, например, на стоянке гипермаркета, то к процессу подключается собственник — разговор получается настойчивее. Поэтому владельцы прицепов выбирают места на землях общего пользования — в «карманах» вдоль дорог, на парковках возле жилых домов, которые хорошо просматриваются. 

Куда могут отправиться прицепы? Специалист говорит, что раньше их владельцы «переносили» бизнес в районы. Там уже успех зависел от реакции местных администраций. 

Рекламные прицепы совсем скоро должны окончательно исчезнуть с городских улиц.

— В свое время мы убрали из Минска много прицепов. «Повоевать» пришлось с массированной рекламой заточки инструментов, предложения фанеры на регио­нальных номерах. Сработали система предписаний, штрафов и принудительный демонтаж, — вспоминает начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингор­исполкома. — Теперь механизм стал немного проще. Впрочем, оговоренный срок в полгода оперативности не придает. Увы, вопрос оставленных на хранение прицепов и рекламных прицепов пересекается — точной формулировки, чтобы разграничить их, подобрать не удалось. Поэтому и оставлен такой временной лаг. Посмотрим, что получится на практике — она еще не наработана. Ведь последнее слово за судами. Многое зависит от того, какой размер штрафа они вынесут нарушителям. Из нашего опыта: если сразу больно не наказать рублем недобросовестных рекламодателей, они будут искать другие нечестные пути.

Пока же все еще есть единичные компании, предлагающие такой эффективный и недорогой способ продвижения. Называют его мобильным билбордом. За аренду прицепа просят 400 долларов в эквиваленте в месяц. Если хотите подвигать его немного по городу — а в списке несколько десятков «лакомых» мест, — добавьте еще сотню условных единиц. При долгосрочном заказе предусмотрены даже скидки. К слову, прицепы могут неожиданно приобретать даже вид бань на колесах — с указанием сайта и телефона изготовителя. 

Виноват по незнанию?

Нарушители не дремлют, а изыс­кивают новые способы нечестного заработка. Активизировались, например, они в сфере быстрых займов. Но плечо государству подставляют добросовестные игроки денежно-кредитного направления. 

— Сейчас по законодательству физлицо может предоставить физлицу займ дважды в год, и это не будет считаться микрофинансовой деятельностью. В итоге стали появляться сайты, предлагающие деньги в долг. Обращаемся к ним — они утверждают, что, несмотря на активную рекламу, лимит договоров еще не исчерпали. Подключаем суды, ведь они вправе запрашивать информацию о количестве выданных займов. При проверке нередко выясняется, что два договора давно заключены, но реклама продолжает крутиться. Признаем ее ненадлежащей. Но нередко, чтобы остановить ее, приходится обращаться в Мининформации: сайты могут быть зарегистрированы в иностранной доменной зоне. Приходится ограничивать доступ к таким ресурсам, — вводит в курс дела собеседник.

Есть вопросы и к размещению наружной рекламы без разрешений. Так, в 2020-м представители бизнеса получили 1015 замечаний со стороны Мингорисполкома. За 2021-й — 1297. Что примечательно: сейчас стало больше выявляться нарушений во дворах. Видимо, бизнес в спальных районах начал более активно себя обозначать. В «порядке вещей», например, саморезами к фасаду прикрепить заметный баннер о недавнем открытии, «забыть» оплатить вторую и третью вывески, множество указателей и стрелок на пути к объекту, самовольно повесить таблички под крышами подземных переходов… Рекламодатели считают, что так можно привести потребителей. Значит, это работает, раз многие ведут себя одинаково. Возможно, свою роль сыграла в этом и пандемия — люди стараются сократить количество передвижений по городу и ищут те же услуги поблизости. Наверное, бизнес так предлагает им варианты, — рассуждает специалист. 

В то же время есть более цивилизованные и менее рисковые способы обратить на себя внимание. Например, на сайте «Минскрекламы» онлайн оформить разрешение на дополнительную вывеску или баннер, предварительно договорившись с собственником фасада. Как правило, чем сложнее конструкция, тем больше срок, на который дадут добро на ее установку. 

— В помощь также и городское рекламное пространство на пути движения пешеходов, например, билборды, ситилайты с подсветкой — чисто, красиво, достойно, — подчеркивает Ирина Летняк. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Инна ГАВРИЛЬЧИК, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:


— Работа над изменениями в Закон «О рекламе» шла долго, ведь потребовалось откорректировать и добавить немало норм, чтобы учесть интересы бизнеса и потребителей на современном этапе. Надеемся, во многом нам это удалось. Практика пока еще нарабатывается. Чуть позже мы обязательно проанализируем эффект, внимательно изучим тематику обращений, чтобы, опираясь на факты, понимать, что получилось, а что предстоит усовершенствовать. Думаю, в результате бизнес по отношению к потребителям будет вести себя более ответственно, повысится и культура продвижения товаров, работ, услуг. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter