Без шума и брызг

«Шквал» подкрадется незаметно

«Шквал» подкрадется незаметно


— Да откуда ж вы взялись? — удивлялись рыбаки при виде пограничного наряда. — Подводная лодка у вас, что ли...


Вроде только что и горизонт был чист, и река пуста, и работающего мотора никто не слышал. А через секунду — у самых донок уже качается катер с надписью «Пограничная служба», высаживаются бойцы в камуфляже. Вот уж действительно «Шквал» подкрался незаметно...


Гомельским судостроителям, которые проектировали «Шквал» под специфические задачи пограничников, пришлось учесть и увязать множество пожеланий заказчика. При относительно небольших габаритах лодка должна держать вес наряда плюс служебная собака плюс задержанный... Прагматичное командование тем временем настойчиво напоминало об общей стоимости проекта, расходе топлива, затратах по эксплуатации...


В общем, на выходе и получился «Шквал» — быстрая, живучая, достаточно экономичная лодка, аналогов которой в стране нет. Штатная вместимость — пять человек, а запас плавучести таков, что, будучи по края заполненным водой, «Шквал» не тонет. Первые четыре таких судна поступили в органы пограничной службы весной (два — в Лоеве, по одному в Гродно и Пинске). И с ходу показали хорошие результаты. Чтобы увидеть «Шквал» в деле, я напросился в наряд с пограничниками.


— В лодку! — долгие приглашения тут не приняты.


За штурвалом — старший наряда капитан третьего ранга Александр Ефимов. Он же — заместитель начальника отдела береговой охраны. Едва слышно шелестит на холостом ходу мощный мотор. Даже флажок погранслужбы над ним трепещется погромче... Нарушитель — он ведь тоже не простак, имеет глаза и уши. Потому–то Ефимов и ценит способность «Шквала» подкрадываться. Результат — в отчетах подразделения: с тех пор как лодки патрулируют окрестности, нарядами на них пресечено более 20 нарушений пограничного законодательства.


В нескольких десятках метров от борта — украинский берег. Наша цель — контрабандисты, прочие нарушители пограничного режима, браконьеры. Кстати, когда на воде появились «Шквалы», пограничники уже вытащили из Днепра 46 сетей.


Выйдя из затона, где обосновался флот Гомельского погранотряда, лодка приседает и с места бросается вперед. Ветер в лицо, тут уж только береты держи... Скорость — до 80 километров в час, судов быстрее в этих краях не водится.


— А если, к примеру, ноябрь и дождь?  Долго так просидите?


— Натягивается тент и все в порядке, — успокаивает Ефимов.


В погранотряде на вооружении теперь три типа судов — это катера типа «Аист», «Гепарды» на воздушной подушке и новые «Шквалы». Пограничники уверяют: каждый тип судна хорош для решения определенных задач. «Гепард» летает по льду, зимой незаменим. Килевой «Аист» хоть и медленнее, и шума от него хватает, зато автономен, приспособлен для многодневных выходов. В то же время «Шквалы» с их скоростью могут быстро добраться до любой точки на водном участке границы...


...На сей раз дежурство вышло прямо–таки образцовое. У всех документы в порядке, рыбаки сознательны и дисциплинированны, сетей не видно, контрабандисты отсутствуют. На базу возвращаемся без добычи, чем наряд, похоже, ничуть не огорчен. Пограничники говорят, что люди просто–напросто стали воспринимать границу всерьез, потому и нарушений меньше. В том числе благодаря таким вот рейдам.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter