Без штрафа и упрека?

О смягчении норм действующего Кодекса об административных правонарушениях

В методике Всемирного банка, определяющей инвестиционную привлекательность страны, нет такого раздела, как «ответственность предприятий и предпринимателей за допущенные ошибки и нарушения». Но нужно ли долго распространяться о том, какое значение для любого инвестора имеет степень суровости всевозможных санкций?


Недавно «СБ» писала о том, что в Министерстве экономики создана специальная рабочая группа. Она изучает предложения предпринимательских союзов, смысл которых — смягчить нормы действующего Кодекса об административных правонарушениях. Замминистра экономики Андрей Тур в разговоре со мной отметил, что многие предусмотренные КоАП наказания не адекватны проступкам, которые, случается, совершает бизнес. Назрела необходимость уходить от чересчур суровых мер, ведущих порой к разорению предприятий...


Подробностями совместного обсуждения я поинтересовался у председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина. Он рассказал, что предложения делового сообщества восприняли в Минэкономики с пониманием. Аргументы о том, что применять одновременно и денежный штраф, и конфискацию товара — значит карать, а не воспитывать бизнес, услышаны. Приняты к сведению и другие замечания. В частности, бизнес настаивает на отмене ст. 23.17 КоАП. С помощью нее ревизоры, найдя ошибки в оформлении товарно–транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных документов, могут выписать предприятию штраф до 10 процентов от суммы совершенной операции. За незначительную ошибку, которая не наносит ущерба государству, предприятие может заплатить сотни миллионов рублей! Стоит добавить, что эта норма действует на многих иностранных инвесторов так же пугающе, как когда–то «золотая акция».


По мнению экспертов, необходимо пересмотреть и ст. 12.1 КоАП, которая предусматривает ощутимые штрафы за «нарушение установленного порядка ведения бухучета и отчетности» (фактически любую неумышленную помарку в бухгалтерских документах при желании можно считать нарушением), и целый ряд других «карательных» статей. Кроме того, предлагается пойти на принципиальный шаг: отказаться от привязки штрафных сумм к базовой величине. Дело в том, что сама базовая величина зависит от размера тарифной ставки первого разряда. Эту ставку Правительство регулярно повышает, что логично, ведь от нее зависит уровень зарплат. Но проблема в том, что автоматически из года в год вырастает и размер санкций...


В работу над совершенствованием КоАП вместе с БСП включились Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. Бизнес–союзы в ближайшие дни представят Правительству консолидированную позицию: какими должны быть экономические санкции.


Забегая вперед, рискну предположить, что эта позиция столкнется с контраргументами контролирующих и налоговых органов. И дело не в том, что кто–то переполнен желанием драть с «коммерсантов» три шкуры. А в том, что сегодня, как и в советские времена, главный показатель эффективности работы любого ревизора — количество выписанных штрафов и размер взысканных в доход государства сумм. Есть в консолидированном бюджете такая статья, которую не принято афишировать: «Поступление административных штрафов и экономических санкций, налагаемых уполномоченными органами». В прошлом году по этой графе, по данным Минфина, в казну поступило 219,9 млрд. руб. В январе — сентябре этого года — 211,9 млрд. План на весь 2008 год — 277,6 млрд. руб. Может, это и не так много в масштабах экономики (меньше 1 процента от доходной части госбюджета). Но насколько морально само по себе планирование штрафов? Раз на места спущен план, значит, надо его выполнять. Любой ценой. Ну а на следующий год верстается новый план, уже с учетом исполненных цифр, т.е., как говорили во времена плановой экономики, «от достигнутого»...


По моему личному мнению, диалог о санкциях следовало бы начинать не с отмены отдельных статей КоАП, а с ликвидации «штрафной» статьи в бюджете. Потому как она — квинтэссенция всей системы административных наказаний. Системы, которая, по мнению и наших, и зарубежных специалистов, по многим своим параметрам действительно «драконовская».


Обосновать преимущества, которые получит государство благодаря отказу от планирования взысканий, — дело наших экспертов и ученых–экономистов. Уверен, задача посильная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter