Без шока и трепета. Беларусь сохранит свою социально-экономическую модель развития.

О ситуации в белорусской экономике в последнее время не говорил и не писал только ленивый. Политики, эксперты, журналисты без устали комментируют, анализируют, строят предположения, выдают прогнозы.

О ситуации в белорусской экономике в последнее время не говорил и не писал только ленивый. Политики, эксперты, журналисты без устали комментируют, анализируют, строят предположения, выдают прогнозы. Отдельные оракулы от экономики договорились до того, что страна, дескать, находится чуть ли не на грани катастрофы и спасти ее может только массовая распродажа госсобственности, многомиллиардные кредиты и шоковая терапия. Однако факты говорят об обратном. Реальный сектор экономики не просто жив, но и выдает приличные результаты. За январь–апрель этого года Беларусь в лидерах среди стран СНГ по росту валового внутреннего продукта, в том числе по темпам промышленного производства – свыше двенадцати процентов. Впервые в истории страна получила 20 миллиардов долларов валютной выручки. Да и международные эксперты, в частности финансисты из МВФ, вынуждены признать, что говорить о системном экономическом кризисе, по меньшей мере, опрометчиво. С другой стороны, под влиянием ряда внутренних и внешних факторов страна, действительно, столкнулась с серьезными трудностями. Беспрецедентная девальвация рубля, резкий рост цен, отсутствие валюты в обменниках породило в обществе много вопросов к власти. Неудивительно, что пресс-конференция Президента Александра Лукашенко для центральных и региональных СМИ Беларуси прошла буквально на одном дыхании. Глава белорусского государства сразу дал понять, что не собирается сглаживать острые углы и более пяти часов отвечал на самые злободневные вопросы, волнующие граждан страны.

Большая часть беседы касалась, естественно, нынешней экономической ситуации и мер по выходу из нее. Пожалуй, один из главных тезисов пресс-конференции состоит в том, что государство не пойдет на шоковые реформы, не допустит бесконтрольности рынка и приватизации госсобственности за бесценок. При этом ни одна из госпрограмм свернута не будет, а здравоохранение, образование, социальная сфера по-прежнему останутся приоритетными направлениями. 
Нередко можно услышать мнение о том, что за предыдущие годы государство не смогло воспользоваться преимуществами от низких цен на российские энергоресурсы, а выделенные кредиты попросту «проедались». Всем критикам и скептикам Александр Лукашенко напомнил основные экономические вехи развития современной Беларуси. Как с нуля восстанавливали разрушенные распадом СССР кооперационные связи, возрождали сельское хозяйство, строили агрогородки, буквально вручную создавали первые отечественные комбайны, модернизировали ведущие заводы и фабрики, наращивали объемы жилищного строительства, развивали образование, реанимировали здравоохранение. И все это делалось прежде всего для людей. По многим позициям Беларусь за годы независимости смогла добиться лучших результатов в СНГ. Даже в пик мирового финансово-экономического кризиса в Беларуси не закрывались предприятия, как в других странах, тысячи рабочих не выбрасывали на улицу, вовремя выплачивалась зарплата. Все это позволяет говорить о том, что курс на построение социально ориентированной рыночной экономики не так уж и плох.
Да, в какой-то момент увлеклись, поняли, что живем не по средствам, получаем больше, чем производим, а покупаем по импорту больше, чем продаем на экспорт. Наверняка в спокойной обстановке, не отягощенной последствиями мирового кризиса, падением спроса на мировых рынках и удорожанием энергоресурсов, новое правительство сумело бы найти выход из сложившегося положения. Но свою негативную роль в этой ситуации сыграли паника и ажиотаж сначала на валютном, а затем и на потребительском рынках. Очевидно, что определенные силы намеренно пытаются «раскачать» обстановку в стране, в том числе и при помощи интернета. Этим новым подходом, успешно опробованным в других странах, теперь искусно манипулируют в Беларуси. Однако Александр Лукашенко подчеркнул, что государство отступать от своих принципов не собирается, социально-экономическая модель развития сохранится, а ожидаемые кредитные ресурсы от Антикризисного фонда ЕврАзЭС и МВФ страна планирует использовать исключительно для создания подушки безопасности через пополнение золотовалютных резервов. «Беларусь справится с текущей ситуацией в течение нескольких месяцев, и уже в ближайшее время золотовалютные резервы страны достигнут 10–12 миллиардов долларов», – подчеркнул Президент. Как только ситуация нормализуется, валюту в необходимом количестве получит каждый нуждающийся в ней житель страны.
Президент предложил не посыпать голову пеплом, не искать виновных, а сосредоточиться на поиске решений для выхода из непростого положения. Конечно, проще всего начать с кадровых перестановок, ведь члены правительства и Нацбанка убеждали людей, что девальвации не будет, что инфляцию, как и цены, можно сдержать. Но в нынешней обстановке кризис власти может породить еще больше проблем и привести к хаосу. К тому же те люди, которые сегодня в правительстве, по мнению главы государства, способны исправить ситуацию.
«Мы в течение нескольких месяцев, даже без кредитов, которые нам выделили, с ситуацией справимся, – заверил Александр Лукашенко. – Сегодня уже после принятых мер определенное количество валюты остается после расчетов за лекарства, газ и другие товары, входящие в критический импорт. По итогам полугодия мы будем видеть полную картину, и тогда можно будет ускориться. Из кризиса мы должны выйти с меньшим импортом. Деньги надо вкладывать в дальнейшую модернизацию производства и повышение качества продукции».
Реформирование экономики не должно сводиться к приватизации госсобственности за копейки, считает Президент Беларуси. А ведь именно такую реформу справа и слева советуют провести стране «доброжелатели». «Список лакомых кусков белорусской экономики всем хорошо известен: «Беларуськалий», МАЗ, БМЗ, «Белтрансгаз», нефтеперерабатывающие предприятия, – рассуждает экономист Алексей Беляев. – Охотников на них сегодня предостаточно. В свое время эти предприятия были модернизированы за счет государства и сегодня являются одними из лучших в Европе. На долю «Беларуськалия», например, приходится 16 процентов мирового рынка калия. До 80 процентов калийных удобрений поставляется на экспорт, а цена и спрос на них растут с каждым годом. Неудивительно, что рентабельность «Беларуськалия» составляет от 70 до 100 процентов. Ежегодно предприятие приносит несколько миллиардов долларов в бюджет. Так почему же государство не вправе назначить за него достойную цену? Условия все давно прописаны и оглашены. Главное, чтобы предприятие развивалось, чтобы росли зарплаты, чтобы работники были социально защищены. На пресс-конференции глава государства напомнил, что цена продажи «Беларуськалия» уже называлась – 30 млрд долларов».
То же самое касается и других объектов. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на днях сообщил, что  доля «Белтрансгаза» может быть продана «Газпрому» в текущем году. Он отметил, что контракт по поставкам российского газа на 2012–2014 годы также должен быть заключен в этом году на новых условиях, которые вытекают из межправительственных соглашений по созданию Единого экономического пространства.
Одно из концептуальных предложений реформаторов касается ограничения вмешательства государства в экономику. Александр Лукашенко считает такие разговоры демагогией и напомнил, что за последние годы в Беларуси принято немало решений по раскрепощению частной инициативы. И работа в данном направлении продолжается: упрощена регистрация бизнеса, сокращается количество проверок, совершенствуется налоговое законодательство. Но при этом глава государства попросил не «обожествлять частника и не делать из него священную корову». Возможно, по каким-то вопросам он окажется более эффективным управленцем, но практика показывает, что как только становится тяжело, все «капиталисты и олигархи» бегут за помощью к государству.
Решение вопроса об эффективности производства находится пока не в плоскости государственных или частных предприятий, считает Президент. Эффективность производства в Беларуси сегодня во многом зависит от внешних факторов, в том числе от цены на газ, от стоимости нового оборудования. К слову, за три года цена на природный газ поднялась в 4,1 раза. Нефть полтора года назад стоила 60–70 долларов за баррель, а теперь – 115–120 долларов. Какая экономика выдержит такой удар? Поэтому пока государственные предприятия нормально и рентабельно функционируют, их можно продавать только за очень хорошую сумму.
Касательно мер борьбы с инфляцией, Александр Лукашенко подчеркнул, что повышение цен должно происходить синхронно с ростом уровня доходов населения. «Если только мы сейчас начнем бешеными темпами повышать зарплату, ждите новой волны инфляции», – предупредил Президент. Цену многих товаров по объективным причинам уже пришлось подтянуть к их стоимости в соседних странах. Можно ли, например, считать нормальной ситуацию, когда люди бензовозами вывозят топливо из Беларуси в Польшу или Литву, где оно в полтора-два раза дороже? В свое время ограничительные меры на вывоз товаров принимали и другие страны, в том числе Россия.
Александр Лукашенко отметил, что государство задействует все рычаги, чтобы инфляцию минимизировать, а самые незащищенные слои населения финансово поддержать. Бюджет в стране формируется с профицитом, и ресурсы будут перераспределяться по приоритетным направлениям, в том числе и на поддержку населения. В частности, к низким пенсиям установят доплаты, зарплаты бюджетников проиндексируют. По мере наполняемости бюджета будут расти зарплаты, повысятся стипендии и пенсии. «Мы спокойно в течение нескольких месяцев при отсутствии ажиотажа и гвалта вырулим на ту высоту, на которой мы должны находиться, для того, чтобы спокойно строить свою жизнь», – подчеркнул Александр Лукашенко. 
Отдельный блок вопросов был посвящён политике. При необходимости Президент готов рассмотреть вопрос о досрочном освобождении тех, кто получил сроки за беспорядки после выборов 19 декабря, не против возобновления работы офиса ОБСЕ в Минске и вовсе не собирается ограничивать работу социальных сетей в стране, как пытаются это преподнести некоторые интернет-издания. Всемирная паутина вообще стала предметом дискуссии. Доступность к разным точкам зрения – дело хорошее и важное, но свободу слова нельзя путать со вседозволенностью, иначе придется отвечать перед законом. 
Что касается взаимодействия с ОБСЕ, то Беларусь – абсолютно прогнозируемая для ОБСЕ страна, сказал Александр Лукашенко. Офисы и прочие полевые кухни появляются там, где есть серьезные проблемы. Беларусь же не только не создает таких проблем, но, наоборот, вносит существенный вклад в общеевропейскую безопасность. В этом контексте глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов совершенно справедливо заметил, что в качестве члена ОБСЕ Беларусь могла бы сотрудничать с Организацией без посредников, напрямую и по конкретным  взаимовыгодным проектам.
 Прогнозируя развитие ситуации в мировой экономике, Александр Лукашенко отметил, что в ближайшее время вторая волна кризиса вряд ли возможна.
«Что будет в среднесрочной и долгосрочной перспективе – зависит в том числе от американцев и от той бойни, которую НАТО развязало в Ливии и других странах», – считает Президент Беларуси. По его словам, вся экономика еврозоны, Китая, России, Бразилии, Казахстана и других стран растет. «Я не готов сказать, что будет там через год. Это зависит от многих факторов, но сегодня есть рост 1,5–2 процента, в Китае – 8–9 процентов, и надо иметь в виду, что при росте любая экономика имеет инерцию. Даже по инерции они будут еще в этом году нормально развиваться, и, может быть, до середины следующего года», – считает глава государства.
Что касается цен на нефть, то здесь, по мнению главы государства, можно ожидать снижения. Уже наметилась такая тенденция, чему поспособствовали заявления Саудовской Аравии о выходе из ОПЕК и увеличении добычи нефти.
Журналисты также интересовались отношениями Беларуси с ее ближайшими соседями, участием страны в различных интеграционных объединениях. Оценивая результаты деятельности Таможенного союза, Александр Лукашенко отметил, что это объединение не принесло вреда Беларуси. Более того, Россия сняла все ограничительные барьеры, которые были введены ею во время мирового кризиса. С 1 января 2012 года начнут действовать единые правила государственных закупок в Едином экономическом пространстве. Участие в Таможенном союзе дало Беларуси возможность получать газ из России дешевле чем, например, его покупает Украина. Также Беларусь получает полностью беспошлинную российскую нефть, за исключением премии с каждой тонны нефти.
Что же касается повышения с 1 июля 2011 года пошлин на легковые автомобили, то их следует рассматривать как своеобразную плату за те выгоды, что получила Беларусь, будучи в Таможенном союзе. Конечно, грядущее подорожание ударит по рядовым гражданам. «В этом плане я вам ничего не хочу обещать, но не бывает безвыходных ситуаций», – сказал Александр Лукашенко. Он пообещал проработать с Россией разные варианты решения проблемы, в том числе не исключая возможность создания в Беларуси производства легковых авто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter