«Без шансона и сигарет»

«Кодекс таксиста» включает в себя негласный запрет на шансон

По своему «кодексу чести» легальным таксистам нельзя жаловаться клиентам на нелегкую судьбу и приставать с расспросами

Официальные перевозчики настаивают на том, что важен качественный сервис и честная цена по счетчику, «бомбилы» ведут свою игру. Между тем перевозчиков, которые нигде не числятся, не меньше, чем официальных, которых в столице зарегистрировано 1990 и плюс 9 диспетчерских служб. Чтобы посмотреть, как борются за клиента зарегистрированные таксисты, как организовывают свою работу и в чем их преимущество перед «нелегалами», вместе с Владимиром Сушко, заместителем начальника отдела пассажирских перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь», идем в одну из диспетчерских служб такси Минска.

Эта диспетчерская служба обустроена с учетом всех достижений техники, здесь уже не работают с рациями. В зале сидят несколько операторов, карточки клиента заполняются в специальной компьютерной программе. Все данные сразу же передаются водителю, который принимает заказ. Оператор практически не разговаривает с таксистом, просто высылает ему сообщение. На эту службу работает 60 телефонных линий.

— Самая частая проблема операторов — ложные вызовы. Из всех заказов срывается ни много ни мало 10 процентов, а по выходным и все 20. Причина банальная: нетрезвые клиенты названивают в две, а то и три службы и садятся в ту машину, которая быстрее приедет. У «нелегалов» такая проблема практически исключена: они работают напрямую с клиентом, просто находят его на улице, — рассказывает Олег Радкевич, директор служб такси «Столица 135» и «Престиж».

Чтобы сотрудничать с хорошей диспетчерской службой, водителю надо пройти немало испытаний, в том числе и обязательное тестирование на знание города. У таксистов, к слову, свое разделение Минска на районы, вместо 9 — 32, и список основных улиц знать обязательно. Чтобы таксист не возил клиента к нужному месту окольными путями и не «накручивал» счетчик. 

 — Если на действия таксиста пожалуется клиент и это будет справедливым замечанием, мы предпочтем расторгнуть обязательства с таким водителем, потому что поддерживаем имидж надежных извозчиков, — объясняют в службе такси.

К числу дополнительных обязательств можно отнести так называемый «кодекс таксиста». Сюда относится вежливость, курение только с разрешения пассажира, негласный запрет на шансон, опрятный вид авто. Насчет разговоров во время дороги: первым начинает говорить клиент, нельзя приставать к пассажиру с расспросами или жаловаться на нелегкую судьбу. Табу также на личную жизнь клиента, его работу, темы политики. По своей сути документ в отдельных случаях демонстрирует разительную разницу с нелегальным извозом.

Свои требования и к диспетчерам. К слову, это исключительно женская профессия. Во время стажировки женщины также сдают тестирование на знание города, правила пассажирских перевозок. Запрещено поучать, грубить, заигрывать со звонящим. Если нужно отказать, то вежливо, сожалея.

— Честные водители платят налоги, «нелегалы» экономят солидную сумму, уклоняясь от этой статьи расходов. К тому же, если таксист работает «по-белому», он должен тщательнее следить за техническим состоянием своего автомобиля, а это расходы на запчасти. Раз в три года таксистам рекомендуется менять машину, иначе из-за большого пробега она начнет ломаться, а расходы на ремонт не дадут водителю заработать, — рассказывает Олег Радкевич.

Когда экономическая ситуация в стране изменилась, официальные перевозчики заволновались: ценник на услугу вырос, и есть реальный риск того, что «нелегалы» просто переманят клиентов более низкой платой. Дескать, ту «скидку», которую может позволить себе «бомбила», который не платит налоги, не сможет позволить честный таксист, ведь у него лишних денег в обороте остается немного. Таксисты надеются на то, что победит качество услуги. Итоги зимней проверки качества работы служб такси подвел Владимир Сушко:

— У нас претензий к официальным перевозчикам немного, а речь идет о четырех тысячах авто. Недавняя проверка показала, что нарушений у них практически нет. Лишь в одной службе не смогли сказать, сколько на нее работает автомобилей. Клиенты также не слишком сетуют на честных таксистов. Об этом говорит и тот факт, что в целом немногие службы такси испытывают экономические трудности. Клиентов у некоторых не то чтобы не убавилось, а даже прибавилось в связи с тем, что зима для перевозчиков — сезон. Диспетчеры принимают по 15—25 звонков за час. И даже экономические трудности в стране не сильно сказались на количестве клиентов такси, некоторые диспетчерские даже отказываются от рекламы. Она им просто не нужна: звонки и так обрывают телефонные линии, а реклама и вовсе может перегрузить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter