Без шанса на выживание

Миграционные волны — результат регионального неравенства между государствами «золотого» миллиарда и большинством остального мира

Чувство постколониальной вины постепенно сменяется в Европе охлаждением к приезжим гражданам других стран. Даже если люди реально убегали от нужды. Впрочем, переезд с места на место богатых называется другим словом — туризм. А миграция — явление социальное. И в массовом порядке происходит оно не от хорошей жизни. Неважно, в рамках одной страны, определенного региона или в мировом масштабе. Проблема глобальная, требующая анализа и стратегической развязки. Но в некоторых странах (благо не во всех) на мигрантов начинают смотреть с презрением и ненавистью, прокачивая внутренние националистические нарративы. Обыватели, впрочем, чаще всего настороженно относятся к приезжим. Но далеко не всегда враждебны. Хотя по-разному случается на бытовой почве. Но сегодня тон задают как раз власти. Например, белорусско-европейская граница превратилась в место откровенной жестокости. По официальным сообщениям Государственного пограничного комитета Беларуси, на границе было обнаружено с начала года 23 погибших иностранца. И еще десятки избитых и покалеченных. Фактически власти Польши и стран Балтии дали карт-бланш своим силовикам на бесконтрольное применение силы. И еврочиновники — святые борцы за права человека (впрочем, как и в Вашингтоне) — не очень-то и обращают внимание на злобное решение миграционной проблемы на европейских границах. 

фото рейтер

Количество мигрантов в мире растет. И приближается к 4 процентам мирового населения. И если в начале столетия число мигрантов оценивалось чуть более чем в 100 миллионов человек, что уже на самом деле являлось весьма значительным показателем, то к началу 2020-х их количество удвоилось и вплотную приблизилось к планке в 300 миллионов. Не исключено, что мы становимся свидетелями очередного Великого переселения народов. Наверное, не менее значительного, чем в IV—VI веке, во времена Римской империи. Только тогда движение в основном шло с севера на юг, в более благоприятный Средиземноморский бассейн. Сейчас же направление изменилось — с засушливого юга в более благоприятные климатически северные регионы. И это массовое переселение становится реальностью, трендом глобального и в какой-то степени необратимого масштаба. Впрочем, об этом не раз велись дискуссии на различных международных площадках, в том числе и ООН. 

А результат? Озабоченность и обеспокоенность развитых западных государств, формирование нескольких благородных и прекрасных по своей сути концепций о выравнивании уровня жизни в мире, но которые без финансирования так и остались изыском интеллектуальной бумажной работы. Дальше, по сути, мировое сообщество, на лидерство в котором претендуют США и в какой-то степени Европа, не пошли. Поэтому тем же польским политикам (впрочем, не только им) по миграционному вопросу стоило бы ставить вопрос более здраво и глобальнее. Причем адресовать его на Запад, а не на Восток. Собственно говоря, а где те многие сотни миллиардов долларов, которые развитой Запад грозился в прошлом десятилетии выделить бедным странам для развития и повышения благосостояния за счет собственной экономики? Решили ограничиться гуманитарными выплатами, которые, по сути, уходили на закупку товаров западных же корпораций. Так это не решение глобальных проблем, а поддержка собственного производителя. 
фото предоставлено следственным комитетом беларуси

Почему проблема бедности, голода и миграционного кризиса переместилась, по сути, во второстепенную повестку? И не сегодня, а еще в прошлом десятилетии? Есть под этим циничная, но вполне четкая экономическая подоплека. Из цитат европейских политиков, которые говорят о необходимости трудовой миграции для развития национальных экономик, можно уже составить приличной толщины брошюру. Раньше, в период бурной глобализации, развитый мир выстраивал архитектуру бизнеса с выносом производств в третий мир, ближе к дешевой рабочей силе. И тогда мировое сообщество худо-бедно, но весьма активно участвовало в решении гуманитарных проблем. С коммерческой точки зрения небогатые страны Азии и Африки являлись их производственными филиалами. Поэтому было очень важно, чтобы там был порядок. 
 
Но после всемирного финансового кризиса парадигма развития западного бизнеса сместилась. Знаменитая реиндустриализация с возвращением не всех, но части производственных площадок на историческую родину уперлась в нехватку кадров. Не только квалифицированных, но и со средними навыками. Автоматизированные системы снижают потребность в рабочих в цехах. Но продукцию кто-то должен загружать, разгружать, складировать, возить… Современное предприятие (кстати, и в Беларуси есть такие) — это 100 человек производственного персонала, включая управленцев и ИТР, и полтысячи кладовщиков, водителей, мерчандайзеров и других сотрудников не очень высокой квалификации. Впрочем, Европе не хватает полного спектра работников: от ученых до водителей. И она их готова рекрутировать. Собственно говоря, ЕС — за миграцию. Но ту, которая будет пропущена через тонкое сито их настроек. Чтобы люди приезжали хотя бы с минимальным образованием, с определенным менталитетом, «правильного» возраста… А если говорить проще, нужны не мигранты (а тем более беженцы), а трудовые руки. Так уже было в истории. Римляне и византийцы охотно нанимали на службу варваров — молодых и здоровых. Но вот свои племенные кибитки с потомством — оставляйте в своей степи. Кстати, работорговцы, поставляющие жителей Африки на плантации, тоже кого попало не хватали — только молодых и здоровых. Некая похожая сегрегация в миграционной политике наблюдается и в современном мире. И Европа все больше становится континентом для «нужных» людей. А ненужных можно и на границе пристукнуть. А для очистки совести запустить и распиарить программы для беженцев разных языков и цвета кожи. Но дозированно, столько, сколько надо для пиара. Для остальных — забор. 

И другие средства защиты от миграции. Поляки в этих проектах неплохо преуспели. Видимо, какие-то строительные компании неплохо заработали. А миграционная проблема не исчезла. И не могла исчезнуть. Опять же, исходя из целого ряда глобальных трендов. Во-первых, происходит депопуляция в северных странах на фоне роста населения в южных регионах. Во-вторых, разрыв по уровню жизни между богатыми и бедными странами за последние 15 лет постоянно увеличивается и уже приобрел катастрофический характер. В-третьих, в силу климатических изменений в ряде густонаселенных регионов жить становится не просто сложно и бедно, но невозможно в принципе. Уже сегодня, по данным ООН, 2,2 миллиарда человек не имеют доступа к чистой питьевой воде. Приблизительно столько недоедают или даже голодают. А к концу 2050 года эти цифры грозят вырасти до 6 миллиардов! Люди борются за жизнь, в том числе стараются переместиться в более благополучные страны. Заборами и кордонами, которые так любят возводить в последнее время, миллионные потоки беженцев не накормят, не напоят. Та же Европа (и Польша как ее часть), претендуя на моральное, технологическое и многие другие лидерские позиции в мире, должна (по логике вещей и идеям просвещенного гуманизма и планетарной ответственности) думать, как сделать мир лучше. Иначе остальной мир, превышающий по численности развитый мир, так или иначе придет в гости сам.


В ТЕМУ

С августа 2021 года белорусскими пограничными нарядами обнаружено 38 погибших беженцев

Их смерть является результатом негуманных и преступных действий властей сопредельных государств ЕС, подчеркнули в пресс-службе Госпогранкомита. В частности, как уточнили в ведомстве, на границе с Латвией жертвами европейского насилия стали десять человек, с Литвой — девять, с Польшей — 19. Всего с августа 2021 года белорусскими пограничными нарядами обнаружено 38 погибших беженцев.

— Бесчеловечная политика сопредельных стран ЕС, к сожалению, ведет к ежегодному увеличению числа смертей беженцев. Только за неполный 2023 год на границе уже погибло в 1,5 раза больше людей, чем за предыдущие два года вместе взятые. Так, если в 2021-м белорусскими пограничниками зафиксирована гибель шести беженцев, а в 2022-м — девяти, то в текущем году жертвами стали уже 23 человека, — подчеркнули в ГПК. 

В ведомстве отметили, что если ранее подобные факты не отмечались на границе с Латвией, то в 2023-м из-за действий латвийских властей погибли десять человек. По этому так называемому показателю в текущем году латвийские власти опередили и Литву, и Польшу.

КСТАТИ

Польские силовики ломают ноги беженцам и оставляют под забором

В Госпогранкомитете рассказали, что практически ежедневно беженцы становятся жертвами антигуманной практики нарушения прав человека, присущей так называемой европейской демократии.

Польские силовики открыто издеваются над беспомощными людьми, избивают, калечат, а затем выбрасывают их на границе c Беларусью. Очередной подобный случай произошел на днях.


Вечером 24 октября наши пограничники возле заграждения на границе с Польшей обнаружили двух иностранцев, которые не могли самостоятельно передвигаться и нуждались в медицинской помощи. 

— Гражданин Афганистана рассказал, что военные по ту сторону границы задержали их и жестоко избили. Помимо физического насилия, против беззащитных людей силовики применили слезоточивый газ, а затем под угрозой расправы вытеснили мужчин на белорусскую территорию, — приводят подробности расправы в пограничном ведомстве. — Польские военные осознанно оставили людей с травмами ног, фактически лишив их возможности искать помощи и бросив умирать.

На помощь искалеченным людям оперативно прибыли белорусские медики, которые предварительно диагностировали у гражданина Афганистана закрытый перелом лодыжки, у гражданина Бангладеш — рваные раны и закрытый перелом стопы.

Как пояснили в ГПК, для выяснения обстоятельств произошедшего проводятся процессуальные действия сотрудниками следственно-оперативной группы.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter