Без серпа и молота

Теперь, когда по Европе бродит лишь призрак коммунизма, какая политическая сила будет защищать интересы трудящихся в рыночной экономике? Теоретический ответ имеется - это святая обязанность социал-демократов.
Теперь, когда по Европе бродит лишь призрак коммунизма, какая политическая сила будет защищать интересы трудящихся в рыночной экономике? Теоретический ответ имеется - это святая обязанность социал-демократов. Идея возрождения движения волнует умы многих политиков. В союзной России, например, бывший экс-президент СССР Михаил Горбачев создает Российскую объединенную социал-демократическую партию. А что на этом фланге просматривается в нашей стране?

Современные основоположники трактуют, что дело эффективной защиты интересов трудящихся базируется на признании ценности политического компромисса. Подразумевается, что цивилизованный предприниматель понимает, что нищий, обворованный, обозленный наемный работник социально опасен, а потому с ним "нужно делиться". Это понимание - "делиться все-таки нужно" - систематически и неуклонно прививают работодателю и социал-демократы, и профсоюзы, и сами солидарные рабочие. И диалектическая эта борьба проходит по правилам. Без применения булыжников.

Находятся ли белорусские социал-демократы на позиции здравого смысла?

В перечне Минюста сегодня числятся: БСДП (Народная Громада) - Белорусская социал-демократическая партия; партия "Белорусская социал-демократическая Громада"; Социал-демократическая партия народного согласия. Из них лишь последняя обладает признаками, которые роднят ее с современными социал-демократиями европейского типа. СДПНС, например, имеет несколько депутатов в Палате представителей. Но об этом лишь изредка вспоминают в узких кругах политической элиты.

Что же касается других "соцдемов", то они по политическому своему происхождению радикальные либералы "первой волны", весьма тесно примыкающие к БНФ. Происхождение, положим, не порок. Реальная политика - живое дело, и лидеры партий имеют право и на заблуждения, и на переосмысление своих позиций, и на развитие, движение, дрейф. Но вот как раз развития и не наблюдается, что подтвердили прошедшие выборы...

Федерация профсоюзов Белорусская - по идее - могла бы послужить корнем для плодотворной социал-демократической ветви. Постепенно. Со временем. При наличии, конечно, динамичных мыслителей и организаторов. Однако верхушка ФПБ пошла большевистским, "другим путем". Она пытается играть на тех негативных ностальгических побуждениях, которые в конечном итоге и привели "рабочий класс" к поражению в "классовых битвах" минувшего века. Председатель Федерации профсоюзов Белорусской Владимир Гончарик и в качестве кандидата в Президенты сделал ставку на этакого работягу-бунтаря. Итоги выборов опять же говорят сами за себя...

А что же коммунисты, спросит читатель? Кому, как не им, новейшей историей был предоставлен шанс занять нишу социал-демократов? Шанс, может, и был, но он в Беларуси так и остался нереализованным. Не получилось. Как не получилось и у КПРФ, преобразования которой так долго ждали массы, власть и аналитики. Только у белорусских коммунистов не получилось еще круче, чем у их российских товарищей. Партия коммунистов Белорусская (Сергей Калякин), однажды примкнув к оппозиции вроде бы ситуационно и временно (как Ленин учил заключать союз хоть с чертом, если того требует революционная необходимость), так и прикипела к случайным попутчикам. На президентских выборах 2001 года ряд руководителей белорусских коммунистов, возвращаясь к марксистской терминологии, оказался "в хвосте рабочего движения".

Впрочем, любые коммунисты в принципе не совмещаются с рыночной моделью, которая все равно ведет к возникновению среднего класса - главной политической силы современных демократических стран. И хотя во времени Беларусь сегодня далека от общества подобной структуры, она, формируя социально ориентированную рыночную экономику, к нему движется.

Однажды на встрече с журналистами Президент развивал мысль о том, что имеющаяся в стране оппозиция по определению не может быть народной. Эта ниша занята, и в ней расположилась действующая власть, поскольку именно она проводит политику в интересах большинства. По отношению к такой власти оппозиция может быть олигархической, этно-религиозной, националистической - какой угодно, только не социал-демократической.

Вместе с тем системная, цивилизованная, конструктивная оппозиция социал-демократического толка в Беларуси возможна - как партнер действующей власти. Такое движение могло оппонировать партнеру, предлагая более эффективные по сравнению с применяемыми способы защиты общественных интересов. И для государства была бы, наверное, не лишней разумная критика экономических реалий, а уж тем более компетентная помощь. О необходимости либерализации экономики, особенно отдельных ее секторов, мелкого и среднего предпринимательства в частности уже заявлял Президент. Лед, как говорится, тронулся. Разве это не базис для сотрудничества власти, получившей внушительный вотум доверия, и нового белорусского социал-демократического движения?

Верится с трудом? Но мы ведь и не говорим о том, что будет завтра. Мы лишь пытаемся проанализировать, какие возможности скрываются там, за горизонтом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter