Без руля и ветрил

Альтернативы автомобилю пока все–таки нет...

Оказывается, у нас вчера четвертый год подряд проходил «День без автомобиля». Нет, конечно, я об этом знал. За пару дней до «чистого четверга» на мой электронный ящик стали сыпаться письма от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Сообщения появлялись и на лентах агентств. Но давайте на секундочку представим, что я нахожусь в информационном вакууме, не читаю газет и не слушаю радио. Судя по картинке, которую довелось увидеть на дорогах, понять, что в стране проходит всемирная экологическая акция, было невозможно. Ни растяжек, ни объявлений в автобусах и троллейбусах. Рядовые будни...


...Привычные утренние заторы на минских улицах Орловской и Железнодорожной, забитые припаркованными автомобилями крайние полосы на Сурганова и Якуба Коласа... Да и пассажиров в городском общественном транспорте, проезд в котором для автолюбителей стал на день бесплатным, вроде бы не прибавилось. Люди не знают? Не спешат выразить солидарность с экологами? Или все же на маршруты вышел дополнительный подвижной состав? Заместитель директора трамвайного парка Сергей Семченков подтверждает:


— Да, мы выпустили сверх нормы восемь вагонов. Визуально пассажиров прибавилось, многие предъявляли кондукторам вместо талонов и проездных водительское удостоверение и техпаспорт.


Конечно, окончательные выводы делать пока рано. Экологи обещали провести мониторинг на дорогах и заправках, чтобы узнать, сколько именно человек оставили автомобили у своих подъездов. Сотрудники Госавтоинспекции — проверить машины на дымность и токсичность. Информационная лента пестрит заголовками: «Руководитель Минприроды пришел на работу пешком», «Сотрудники Министерства образования присоединились к акции», «Чиновники Витебского облисполкома ограничат использование служебных авто». А как добиться большего эффекта среди рядовых автолюбителей? После прошлогодней попытки широко провести это мероприятие специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте проанализировали, что было сделано не так. Ошибки — в подходах. У нас считают, что главная цель — это на один день отказаться от автомобиля. В итоге акцент сделан на прямых результатах, а не на дальнейшей стратегии. Вот одно из замечаний председателя ассоциации Юрия Важника:


— Была хорошая возможность попробовать применить радикальные меры. Например, мы хотели временно ограничить движение по улице Ленина возле Национального художественного музея. На один день это место стало бы уютной площадью, где можно было бы устроить пленэр, пригласить музыкантов, уличный театр. Вместо очереди из автомобилей город получил бы классную площадь искусств европейского уровня.


К тому же если в Берлине, скажем, для велодвижения приспособлено 85 процентов улично–дорожной сети, то в Минске — всего 2. У нас высокие бордюры, велопарковок нет. На тротуарах — недовольные пешеходы, на дороге — неулыбчивые автомобилисты.


Альтернативы автомобилю пока все–таки нет. Думается, при грамотной транспортной системе, развитии велосипедного движения необходимость акций вроде «Дня без автомобиля» отпадет сама собой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter