Без руля и без ветрил

В середине 90–х годов, когда началась массовая приватизация квартир, эксплуатирующие организации хорошенько встряхнул ветер перемен...
Представьте себе дорогу с интенсивным, но странным движением. «Жигули» советского образца едут строго по правилам, не превышают скорость, не обгоняют и не разворачиваются, где заблагорассудится. А рядом иномарки всех мастей, для которых закон и правила не писаны. Что мы видим? Да в общем–то ничего хорошего. Пробки, столкновения, аварии. Нечто похожее сейчас происходит и в сфере обслуживания жилья. Где «Жигули» — это ЖЭСы. А иномарки — товарищества собственников.

В середине 90–х годов, когда началась массовая приватизация квартир, эксплуатирующие организации хорошенько встряхнул ветер перемен. К счастью, не разрушив старую цепочку — ЖЭС — ЖРЭО — администрация, — он подготовил появление нового звена. В 1996 году принят закон о совместном домовладении, давший собственникам квартир свободу управлять общим имуществом столько, сколько смогли унести. Хотите, чтобы дворник мыл лестничные пролеты шампунем с ароматом лаванды? Пожалуйста, платите и нанимайте человека. Нужен консьерж в подъезде — да, никаких проблем. Очень желательна охраняемая парковка во дворе? Здесь несколько сложнее, но, в принципе, тоже возможно. Собрали деньги на ремонт? Отлично, начнется завтра же. Дома, обслуживаемые товариществами собственников, стали заметно выделяться чистотой и порядком в подъездах и каким–то новым модным стилем жизни.

Но за красивым фасадом, как это частенько бывает, начали накапливаться проблемы. Товарищества собственников преимущественно создаются в новостройках. Где поначалу установленного государственного тарифа на техобслуживание вполне хватает для содержания жилья. Пока деньги есть, проблем нет. Однако последней зимой, после двукратного роста цен на природный газ, в администрации районов с протянутой рукой пришли руководители ТС в домах с крышными газовыми котельными. Им срочно понадобилась дотация государства, поскольку собранных с жильцов денег не хватило на приобретение топлива. А увеличение сборов спровоцировало гнев жильцов.

Но условия получения денег из бюджета (одинаковые как для государственных, так и для частных структур) содержатся в тысячах нормативных актов начиная от Жилищного кодекса и завершая решениями Мингорисполкома. И пожалуй, одно из самых сложных — привести штатное расписание, зарплаты, нормы и расценки труда в соответствие с теми, которыми руководствуются ЖЭСы. Вот тут–то и выяснилось, что работники товариществ собственников не знают и десятой доли постановлений и инструкций, регламентирующих работу коммунального хозяйства. Некоторые и изучать не стали, просто, написав заявление, сложили с себя потяжелевшие полномочия. Но жить и работать дальше по принципу: что хочу, то и творю, — это тупик.

Скажем, сегодня многие товарищества собственников не делают накоплений на капитальный ремонт. Мол, потом скинемся и сделаем. Возможно. А если большая часть собственников в доме через 20 лет продадут свои квартиры, заселятся новые жильцы и станут задавать нехорошие вопросы: почему я должен оплачивать капремонт дома, где до меня жил и экономил деньги кто–то другой? Такая ситуация вероятна? Вполне. Не случится ли так, что товарищества собственников, без руля и без ветрил запутавшись в собственных проблемах, в конце концов ровненько придут за помощью к государству и оно будет обязано разбираться с последствиями вольницы. Так не лучше ли уже сейчас начинать это делать? И на всякий случай присматривать, а что же происходит в этих общественных организациях? Ведь если в ЖЭСе назначают директора, его кандидатуру обсудят по цепочке все вышестоящие начальники. Сто раз спросят, осознает ли ответственность, где учился, наведут справки, как работал. А как выбирают председателя товарищества? Зачастую по принципу: человек хороший, активный и деловой. А потом прибегают с криком: караул, ограбили. Утрирую, конечно, но кандидатуры руководителей товариществ собственников, на мой взгляд, нужно обязательно согласовывать в государственных органах власти. Ведь коммунальное хозяйство — это нешуточное дело: расчеты, правила эксплуатации зданий, содержания внутридомовых территорий, нормирование труда — обо всем этом должен иметь четкое представление человек, обслуживающий даже один дом, как правило, напичканный очень сложным современным оборудованием.

Олег ПОСКРОБКО, заместитель главного инженера ГП УЖХ Мингорисполкома.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter