Без рисков нет инвестиций

Евразийский банк развития (ЕАБР) участвует в выработке рекомендаций лидерам стран G20, которые в сентябре на саммите в Санкт-Петербурге примут итоговое коммюнике – «дорожную карту» глобальной экономики на ближайший год.

Евразийский банк развития (ЕАБР) участвует в выработке рекомендаций лидерам стран G20, которые в сентябре на саммите в Санкт-Петербурге примут итоговое коммюнике – «дорожную карту» глобальной экономики на ближайший год.

ЕАБР является аутрич-партнером финансового трека «двадцатки» на период председательства Российской Федерации в «Группе 20» в 2013 году. Председатель правления Евразийского банка развития Игорь Финогенов в интервью ИТАР–ТАСС поделился своими взглядами на современную финансовую ситуацию. «СВ» приводит это интервью с сокращениями.

– В России проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) можно пересчитать по пальцам. С чем, на ваш взгляд, связано то, что эта форма финансирования инфраструктурных проектов никак не «пустит корни» в экономику стран СНГ?

– Поначалу, когда инструменты государственно-частного партнерства только осваивались, многие участники ГЧП рассматривали их как «волшебную палочку», позволяющую финансировать любые инфраструктурные проекты с нулевым риском.

Но кризис стал жестким напоминанием, что риск устранить нельзя – его можно только перераспределить. Путем простой передачи риска партнерам (государству, банку развития) сомнительный проект не превратится в отличный. Банк развития сам по себе тоже не в состоянии справиться с проектным риском, ведь и национальные, и межгосударственные банки развития являются представителями государств (одного или нескольких). Риск, который несет банк развития, – это превращенный риск госбюджета.

В условиях посткризисных реалий мировой экономики локомотивом наращивания вложений в инфраструктуру должны стать именно банки развития. Только банк развития способен сыграть в реализации инфраструктурного проекта сразу три роли – источника «длинных денег»; лидера консорциума, объединяющего самых различных игроков частного и государственного сектора; источника технической экспертизы, обеспечивающей высокое качество реализации проекта.

При этом вторая роль кажется мне самой важной, поскольку уровень рисков в крупных инфраструктурных проектах не позволяет даже крупнейшим частным инвесторам выступать в качестве лидеров таких консорциумов. В принципе эти роли могут играть государственные участники ГЧП, но банкам развития легче создать консорциум, способный профинансировать крупный инфраструктурный проект. Например, межгосударственные банки развития в силу своего статуса способны покрывать ряд специфических (некоммерческих) рисков, которые не могут взять на себя другие участники консорциума – ни частные, ни государственные.

На примере Евразийского банка развития такой особый статус включает международную правоспособность, имущественный и судебный иммунитеты, налоговые и таможенные освобождения и другие преимущества, позволяющие избегать рисков, вызванных возможным изменением законодательства и банковского регулирования в государствах-участниках.

– Есть ли в портфеле банка проекты, которые реализуются на основе модели ГЧП?

– В России у ЕАБР есть положительный опыт участия в двух крупных проектах ГЧП в сфере инфраструктуры. Это модернизация аэропорта «Пулково» и строительство дороги «Западный скоростной диаметр».

Важнейшей особенностью этих проектов является их тщательная и длительная подготовка. Это позволило правильно спрогнозировать спрос и распределить все проектные риски. В обоих случаях налицо стабильно растущий спрос, на который пока что мало влияет фаза экономического цикла.

Еще одним важным фактором является нацеленность правительства Санкт-Петербурга на успех этих проектов, для чего было принято специальное законодательство о концессиях, а в соглашении с городом были четко прописаны права и обязанности всех партнеров.

– Часто говорят, что эти проекты уникальны...

– У любых подобных проектов есть несколько общих, критически важных характеристик. На уровне бизнес-плана необходима глубокая проработка реалистичности проекта и выбора схемы финансирования. При этом далеко не во всех странах есть специалисты, способные корректно спрогнозировать размеры и структуру спроса. Выход – в опоре на техническое содействие банков развития, которые обладают такой экспертизой, способны организовать синдицированное финансирование проекта и учесть все способности каждого партнера нести риски.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter