Без рецепта

Прием ведет заведующий отделением опухолей головы и шеи Минского клинического онкодиспансера Виктор КОНДРАТОВИЧ.
Прием ведет заведующий отделением опухолей головы и шеи Минского клинического онкодиспансера Виктор КОНДРАТОВИЧ.

«Есть ли какие–то средства самоконтроля в отношении щитовидной железы? Посещать эндокринолога регулярно не получается. Живу в деревне».

Василий Викторович, д.Запрудье, Гомельская область.

— Во–первых, нужно периодически внимательно осматривать перед зеркалом область шеи: нет ли внешних изменений, не появилась ли на ней припухлость, уплотнение, не увеличились ли лимфатические узлы? Во–вторых, настораживать должны дискомфортные ощущения при глотании — так называемый «комок в горле». Третий тревожный сигнал — беспричинная осиплость голоса. Если у вас сомнения, для начала обратитесь к врачу, при необходимости он направит на УЗИ — наиболее информативный метод диагностики. Потому что если руками можно нащупать только узлы больше 1 см, то при ультразвуковом исследовании видны узлы менее 1 см и, кроме того, загрудинно расположенные опухоли, которые на ощупь определить невозможно.


«Правда ли, что надо оперировать щитовидку не только, если опухоль злокачественная? Почему?»

Валентина Исаченко, Гродно.

— Любая доброкачественная опухоль щитовидной железы тоже подлежит операции, потому что других методов ее лечения не существует. Ведь со временем она может переродиться в злокачественную. Кроме того, как и злокачественная, доброкачественная опухоль растет и, увеличиваясь, сдавливает соседние ткани и органы, трахею, пищевод, то есть создает дискомфорт. И потом, даже доброкачественная опухоль может влиять на функцию щитовидной железы. Сам по себе узловой зоб не является опухолью, но, увеличиваясь, он тоже может приводить к подобным проблемам. Обычно онкологи придерживаются такой тактики: если обнаружены узлы диаметром более 3 см и даже если они пока не причиняют дискомфорта — рекомендуется операция. Вопрос о хирургическом вмешательстве встает и в случае, когда узлы меньшего размера, но, к примеру, изменена их структура или в них образовались камни — это уже дает основания предполагать развитие опухолевого процесса.


«У моей тещи обнаружили опухоль щитовидной железы. Жена в ужасе. Не знаю, как ее взбодрить. Но вот недавно вычитал в Интернете, что, в принципе, такой рак — не «злой», как остальные, что прогноз очень даже хороший. Это соответствует действительности?»

Олег Артемов, Молодечно.

— Есть несколько типов рака щитовидной железы, и в общей структуре около 80 процентов занимают опухоли, которые действительно имеют благоприятное течение. И если такие новообразования выявлены своевременно и проведена радикальная операция, то мы уже говорим не только о хорошем прогнозе, но и о полном выздоровлении. Поэтому мой совет: не паникуйте.


«Есть ли маркер на рак щитовидной железы? Насколько таким исследованиям можно верить?»

Артур К., Мядель.

— Да, у каждого вида рака щитовидной железы есть свой маркер, мы их активно используем в своей практике. В ряде случаев, когда злокачественное новообразование еще не развилось, а уровень маркера высок, можно вести речь и об операции, потому что это показатель того, что опухоль начинает перерождаться.


«Холодные» и «горячие» узелки — что это такое? Какие опаснее?»

В.К.Зурабов, Витебская область.

— «Горячие» — это узлы в щитовидной железе, которые вырабатывают повышенное количество гормона, а «холодные», или так называемые «немые», — узлы, которые либо работают в нормальном режиме, либо практически не выделяют гормон вообще. Онкологов больше тревожат «холодные» узлы, там чаще развивается рак. Отличают эти два типа узлов при помощи специальных методов.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter