Без рецепта

Прием ведет Сергей ДАВИДОВСКИЙ, руководитель Центра пограничных состояний Минского психоневрологического диспансера.
Прием ведет Сергей ДАВИДОВСКИЙ, руководитель Центра пограничных состояний Минского психоневрологического диспансера.

«У мужа диагноз — астенодепрессивный синдром. Я совсем запуталась: что это значит? Есть ли разница между этим синдромом, депрессивным психозом и неврастенией? И наконец, что нам делать, если вот уже год антидепрессанты не помогают?»

Е.Кошелева, Брест.

— Само слово «синдром» указывает на то, что это по большому счету не заболевание как таковое, а текущее нарушение. Астения проявляется в физической слабости, а депрессия — в плохом настроении, в отсутствии желания что–либо делать и в нарушении сна, которое проявляется в ранних пробуждениях. Поэтому главное — определить, какое состояние на данный момент превалирует. Если астения, то нужны общеукрепляющие препараты, отдых, если это депрессивное состояние — то антидепрессанты, эффект от которых наступает на вторую–третью неделю лечения. В депрессивном психозе преобладает самообвинение, мысли «я ничего не могу», «я плохой», «я виноват». Это опасно, 15 процентов таких пациентов заканчивают жизнь самоубийством, чтобы освободиться от душевной боли. Неврастению часто путают с депрессией, так как она развивается на фоне астении, физического истощения, потери сил, хронической усталости, головных болей. Но при лечении неврастении применяются совсем другие подходы, нежели при лечении депрессии! Что касается отсутствия эффекта от приема антидепрессантов, то этому может быть несколько объяснений. Как правило, сегодня назначают препараты из класса тетрациклических антидепрессантов, которые при достижении лечебной дозы имеют побочные эффекты — повышенное слюноотделение, чувство жажды и проч. Если же назначить более низкую дозу, то эффекта нет. Есть более современные лекарства — блокаторы серотонина, они не имеют таких побочных эффектов, но стоят дороже, поэтому их назначают не всегда. В любом случае препарат надо подбирать индивидуально.

«Внук сутками напролет сидит, уставившись в компьютер. Я так понимаю: это уже зависимость, как от телевизора, нужно его от компьютера отрывать. Можем ли мы обойтись собственными силами, не прибегая к помощи психотерапевта?»

Иван Власевич, Витебская область.

— Не могу сказать, что существуют какие–то особые методы лечения компьютерной зависимости. Из того, что вы предлагаете, выход простой — грубый, но эффективный. Да, общение с компьютером надо ограничить, однако не жестко, не безапелляционно — это может в ответ вызвать обиду и раздражение. Нужно всегда давать выбор, приходить к компромиссу. Поэтому лучше заключите с внуком договор: например, он будет проводить у компьютера не более 2 — 3 часов или если он хочет получить в подарок, скажем, ролики, то соответственно играм пусть уделяет времени меньше.

«Моя дочка очень стройная. А в последнее время я начала замечать, что даже в школе она стала очень разборчивой при выборе продуктов: вместо йогурта берет кефир, полностью отказалась от хлеба... Может быть, это уже предвестники нервной анорексии?»

Светлана К., Минск.

— Мама очень своевременно ставит вопрос. Надо обязательно проконсультироваться с психотерапевтом и понять: уже сформировалась нервная анорексия или нет? Если нет и вес девочки еще соответствует возрастным нормам, это одно дело. Но если вес прогрессивно снижается, то это знак беды. Потом с этими подростками очень тяжело работать, у них нет критического отношения к происходящему, и они по 2 — 3 года не могут прийти в норму. К возникшей проблеме вам надо относиться более строго, не позволять ребенку ограничивать себя в еде.

«Мой сосед психически болен. Он не буйный, просто делает разные мелкие пакости. Как мне с ним бороться?»

В.К., Минск.

— По закону. Обращайтесь в милицию, в суд. То есть наказывайте его не за то, что он болен, а за то, что плохо себя ведет. Это будет его понемногу воспитывать. Дело в том, что такие больные все понимают, но ориентированы прежде всего на то, что надо им, а не на то, что принято в обществе. Если же из–за этого будут возникать проблемы, они задумаются. И еще они очень тонко чувствуют отношение к себе. Будете идти у психически больного на поводу — он будет продолжать делать пакости. Будете без повода вызывать психбригаду — он только озлобится. А если попытаетесь ему помочь, скажем, как–то адаптироваться в обществе, думаю, он это оценит и отношения между вами наладятся.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter