Фрилансеры меняют рынок труда

Без привязки к месту

Согласно прогнозам, к 2020-му каждый пятый работающий человек будет фрилансером. Эта тенденция затрагивает интересы не только бизнеса. Эксперты убеждены: мода на подработки задает новый тренд развитию экономики. Он приходит и к нам. Как это скажется на рынке труда? 

freelancer.ca

Вопрос “где работаешь?” способен застать 30-летнего минчанина Игоря врасплох. Дизайнер по профессии, он работает в студии, ведет курсы и делает частные заказы как самозанятый:

— Получается, у меня три работы. Поначалу было непросто, но привык: де-факто работаю все те же 8 часов, что и в офисе. Просто что-то могу сделать ранним утром, что-то поздним вечером, а днем, к примеру, провести время с семьей. Главный плюс — работа не надоедает, нет рутины. По деньгам тоже не жалуюсь. В некоторые месяцы выходит в 2 раза больше, чем у коллег по студии.

Таких, как Игорь, становится все больше. Согласно отчету Global Contingent Workforce Study от EY, за последние пять лет количество внештатных сотрудников увеличилось в каждой второй крупной международной компании, принявшей участие в исследовании. Более того, сервисы, работающие по модели Uber или Airbnb, дают людям дополнительные возможности для заработка. Подобное явление аналитики окрестили гигономикой, или экономикой свободного доступа: когда множество подработок превращается в работу. Татьяна Майборода, доцент кафедры экономической теории БГЭУ, кандидат экономических наук, говорит, что этот тренд еще столетие назад предсказывал известный английский экономист Джон М. Кейнс:

— Он полагал, что с развитием прогресса будут сокращаться рабочие часы. Повсеместно мы этого пока не наблюдаем, скорее люди получили другие возможности для заработка. При этом обеспечивается гибкость: работать и зарабатывать можно в любом месте и в любое время. И благодаря экономике неограниченного доступа таких возможностей больше. Это особенно выгодно для отдельных категорий — женщины с детьми, пенсионеры, молодежь без опыта работы, а также в кризис — благодаря новым формам занятости можно решить проблемы вынужденной и долговременной безработицы. 

Причем порой новые работы, даже связанные с технологиями, не требуют особенных навыков. В качестве примера эксперт приводит “Толоку” от Яндекса и Mechanical Turk от Amazon: это сервисы, где компании предлагают людям выполнять небольшие рутинные задачи, с которыми недостаточно обученный “искусственный интеллект” пока не справляется. В числе возможных заданий — отсматривание картинок, категоризация данных и так далее.

Один из неоспоримых плюсов гигономики: она стимулирует к постоянному развитию и непрерывному обучению. Взять одну из крупнейших мировых бирж — Upwork.com. На ней зарегистрированы более 12 миллионов пользователей-фрилансеров. При этом заказчиков — только 5 миллионов, ежегодно они публикуют 3 миллиона вакансий. Среди исполнителей — жесткая конкуренция, так что тем, кто хочет оставаться на плаву, приходится вкладывать много сил в саморазвитие. 
Согласно опросу консалтинговой компании McKinsey, 20—30% работоспособного населения на Западе занимается каким-либо видом дополнительной независимой подработки
В прогнозе Профсоюза фрилансеров США и биржи фрилансеров Upwork говорится, что к 2027 году 50,9% американцев будут фрилансерами. У нас этот тренд тоже прослеживается: в числе самозанятых — более 32 тысяч человек. И если работники все больше ценят гибкие условия труда и свободу заработка, то работодателям попросту выгодно держать внештатников — искать квалифицированных специалистов становится все быстрее, а тратить на них можно куда меньше, объясняет Татьяна Майборода: 

— Бизнес сокращает расходы на социальные гарантии — они экономят до 30% на заработных платах за счет того, что используются не традиционные договоры найма, а нанимают людей как независимых подрядчиков. Но в последнее время стало появляться все больше нестандартных вариантов для оформления трудовых отношений. К примеру, в Германии есть “работы на 1 евро”, которые ввели после кризиса: можно работать фиксированное количество часов, которые не облагаются налогами. В Великобритании появились контракты, по которым возможна занятость от нуля до полного рабочего дня — по сути это работа по вызову. Такой подход актуален в тех сферах, где нет постоянной загрузки, — сельское хозяйство, ресторанный бизнес. Профсоюзы, конечно, против: работник теряет часть бонусов. И с этим сегодня связаны угрозы экономики свободного доступа.

В некоторых государствах к работе привязано практически все — от медстраховки до социальных отчислений. Это устраивает далеко не всех. Татьяна Майборода приводит в пример ситуацию во Франции: одно из требований “желтых жилетов” — единая система соцзащиты для всех, независимо от того, где и кем работает человек:

— Для решения этого вопроса в некоторых странах предлагаются новые практики. Например, зависимый подрядчик — такой статус позволяет работнику не только оставаться гибким, но и получать все гарантии, что есть у постоянных сотрудников. Еще одно решение — безусловный доход, который, возможно, когда-нибудь решит проблему соцгарантий для всех. 

Мы в этом плане двигаемся в русле мировых тенденций. К примеру, готов проект указа, согласно которому самозанятые смогут в добровольном порядке уплачивать взносы в ФСЗН. Речь идет о тех, кто занимается видами деятельности, которые можно осуществлять без регистрации ИП, но с уплатой единого налога. У ремесленников и тех, кто занят в агроэкотуризме, такая возможность существует уже давно. 

Еще одно новшество — глава о дистанционной работе — может появиться в Трудовом кодексе. Предполагается, что это даст работникам возможность выполнять обязанности удаленно по трудовому договору. Иными словами, на дистанционных работников будут распространяться общие нормы Трудового кодекса, включая отпуска и больничные. Для фрилансеров — сплошные плюсы. На аутсорсинге их сейчас нет, объясняет депутат Палаты представителей Виталий Шилов:

— Инициаторами этой нормы выступили ИТ-компании из ПВТ — распространить нормы, права и обязанности трудового права на тех, кто работает удаленно. Пока речь идет только о тех, кто работает в Беларуси. Подписание договора должно состояться в присутствии двух сторон — нанимателя и работника. Дальнейшие отношения будут строиться в электронном виде. В том числе внесение изменений в трудовой договор вплоть до увольнения. Обсуждался вопрос того, чтобы в перспективе ввести возможность заключения договора в электронном виде. С учетом цифровизации нашей экономики в будущем мы к этому придем. Как в бизнесе появляются смарт-контракты, так и трудовое право перейдет в цифру — появятся электронные трудовые книжки, договоры. 


Сегодня часто можно встретить мнение, что с развитием технологий множество привычных профессий канет в Лету. С этим не поспоришь. А вот с тем, что миллиарды людей останутся не у дел, — вполне. Каждый технологический прорыв — это не только риск, но и возможности. На место прежних специальностей придут новые. И те, кто сумеет перестроиться, останутся в выигрыше.

В ТЕМУ

В США не так давно ввели изменения в систему социального страхования: если у человека две работы, обе компании делают отчисления на единый счет. Звучат предложения ввести налог на работу фрилансеров, чтобы обязать компании выплачивать бонусы на аналогичный счет. В прошлом году сенатор США Марк Уорнер предложил выделить 20 миллионов долларов на проведение экспериментов с этой идеей.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter