«Без правды, пусть даже горькой, нельзя быть руководителем»

ВАЛЕРИЙ КИРИЕНКО родился в 1954 году в эстонском городе Пярну в семье военнослужащего. Вскоре отца перевели в Латвию, а в 1958-м семья переехала в Солигорск, где тогда разворачивалось строительство первого калийного комбината и шахтерского города. В Солигорске отец работал строителем, мать — на хлебозаводе. Наверное, поэтому вкус теплого, сдобренного нерафинированным подсолнечным маслом, посыпанного солью ломтя хлеба нынешнему генеральному «Беларуськалия» запомнился на всю жизнь. Накануне профессионального праздника — Дня шахтера — мы публикуем интервью с генеральным директором ОАО «Беларуськалий», в котором его спрашиваем не только о работе…

Гендиректор ОАО «Беларуськалий» Валерий Кириенко — о горняцком товариществе, родном шахтерском коллективе, жизни, времени и о себе…

ВАЛЕРИЙ КИРИЕНКО родился в 1954 году в эстонском городе Пярну в семье военнослужащего. Вскоре отца перевели в Латвию, а в 1958-м семья переехала в Солигорск, где тогда разворачивалось строительство первого калийного комбината и шахтерского города. В Солигорске отец работал строителем, мать — на хлебозаводе. Наверное, поэтому вкус теплого, сдобренного нерафинированным подсолнечным маслом, посыпанного солью ломтя хлеба нынешнему генеральному «Беларуськалия» запомнился на всю жизнь. Накануне профессионального праздника — Дня шахтера — мы публикуем интервью с генеральным директором ОАО «Беларуськалий», в котором его спрашиваем не только о работе…

— Валерий Михайлович, кем мечтали стать, и почему ваш выбор пал на Московский горный институт?

— Некоторое время работал подземным пикетажистом маркшейдерского отдела на третьем руднике, где проникся уважением к шахте, к горнякам — людям искренним, прямым и честным. Пожалуй, это основное, что повлияло на выбор профессии, а почему именно Московский горный — даже не могу объяснить.

Там встретился со своей будущей женой, Татьяна училась на маркшейдера. А потом, почти как в той пахмутовской песне: ее распределили в Якутию, меня — в Солигорск. Однако именно расстоянием и временем испытываются чувства: через полгода мы снова встретились и сыграли в шахтерском городе счастливую свадьбу.

Моя Татьяна Алексеевна почти два десятка лет работала маркшейдером на четвертом руднике, теперь — инженер-технолог производственного отдела управления. Когда были моложе, нередко с друзьями, родственниками выезжали на природу, готовили шашлыки, брали с собой детвору. Теперь же даже порыбачить редко удается.

— А где и с кем предпочитаете рыбачить?

— Чаще всего это Припять, с ночлегом, с костром, с единомышленниками. И хотя они тоже работают на руководящих должностях нашего акционерного общества, о производстве на речке — ни слова, и это без какого-либо уговора. Есть костер, лодка, снасти, азарт — и ничего больше. Это увлечение, это страсть.

— Были трофеи, о которых не грех упомянуть?

— Для того чтобы укротить сома, завесившего за 40 килограммов, довелось изрядно поработать более часа. Мы его тянули в лодку, а он буксировал наше плавсредство, рыбьего упрямства и запаса сил, казалось, хватило бы на пятерых человек. В конце концов победа осталась за нами.

— А черные, ненастные дни в вашей жизни случались?

— Был, кажется, 1988-й. Работал я тогда в должности главного инженера третьего рудника. Накануне Дня шахтера, в пятницу, присутствовал на традиционном торжественном собрании, а вечером получил сообщение о двух тяжелых случаях травматизма. Но, говорят, беда одна не ходит. В понедельник, когда, еще не отойдя от шока, собирался на работу, позвонил диспетчер с тревожной вестью: в шахте пожар. Вот с той поры и стал молиться  Богу. Не знаю, стечение ли это обстоятельств, но с божьими молитвами — постучу пальцами по столу — стали работать уверенно, без травм.

— Вы всегда говорите то, что думаете? Как это по-другому: режете правду-матку в глаза?

— Без правды, какой бы горькой она ни была, нельзя быть руководителем. Иной раз, на самом деле, лучше бы смолчать, но… так научили родители. С годами, правда, приобретается житейская мудрость, которая диктует необходимость  сглаживать прямолинейность. Ну, пусть так, главное — чтобы не ложь.

— Ваш самый главный праздник? Как и с кем его отмечаете?

— Раньше это был Новый год, дни рождения. Увешенная нехитрыми украшениями елка, сюрпризы, подарки, песни, шутки, смех…

Теперь главный мой праздник — День шахтера, это день горняцкого товарищества, единения, когда город наш преображается, наполняется глубоким смыслом, когда на каждом шагу звучат добрые пожелания, лучатся ясные улыбки.

— Сейчас вера в Бога для многих стала модой, и некоторые чиновники не прочь «засветиться» на божественных праздниках, покрасоваться на фоне золотых ряс священников. Что для вас значит вера во Всевышнего? И какую лепту вносит «Беларуськалий» в строительство святейшего Храма в Солигорске.

— Веры напоказ не бывает, вера должна быть тихой и кроткой, сказал бы — интимной, как и сама молитва. Вера в человека, в любовь, в правду, вера в Бога. Об этом можно рассуждать бесконечно, это глубоко философская тема. Скажу кратко: веру нужно носить в душе, душа без веры мертва. Веру нужно лелеять, как первый нежный мартовский подснежник.

Не могу не гордиться тем, что наш коллектив вносит значительную лепту в возведение солигорского храма. И это не только солидная спонсорская помощь, но и добровольные пожертвования людей, что трудятся в «Беларуськалии».

— По натуре вы, на мой взгляд, оптимист. Ваше оптимистическое видение выхода из кризисной ситуации, сложившейся на данном этапе?

— Кризиса, как такового, у нас не существует. Предприятие уверено в себе, у коллектива хорошие перспективы, продукция наша пользуется спросом. Если же вы имеете в виду ситуацию с рассолопроявлением на втором руднике, то она вполне управляема. Интенсивность притока рассолов снижается, плотность остается постоянной, просадка почвы не отмечена. Над устранением возникшей ситуации работают опытные специалисты, возводятся гидроизоляционные перемычки. Так что, как я называю, «болячку» эту мы залечим. А некоторая информация в Интернете об этом не только беспочвенная, не имеющая под собой никаких оснований, но и, я бы сказал, безнравственная.

— Помните свой первый рабочий день? Кто были ваши учителя? Кому при встрече всегда искренне пожимаете руку?

— Очень хорошо помню. Первая самостоятельная смена в должности горного мастера проходила ночью перед Днем шахтера. Горный участок тогда возглавлял Иван Терентьевич Дуболеко, много сделавший для Солигорского бокса. И в сегодняшнем рукопожатии которого чувствуется спортивная закалка.

Смена прошла четко, спокойно, чем и запомнилась.

— Горный мастер, начальник участка, заместитель главного инженера по охране труда и технике безопасности, главный инженер рудника, рудоуправления, директор рудоуправления. И всё на третьем. Вы и сегодня питаете какие-то особенные чувства к этому подразделению? Пользуется ли оно каким-то особым директорским расположением?

— Если честно, первое время ревностно переживал за неполадки, когда они в этом подразделении случались, естественно, радовался успехам. С годами все поутихло, поостыло, а все-таки нет-нет, да и зазвучат в душе ностальгические нотки. Ведь именно там я познавал шахтерский труд изнутри, набирался опыта руководящей работы, да что говорить — там проходила молодость. А вот то, чтобы выделить, приблизить какое-то из рудоуправлений… Нет, они все равны, как у матери дети, как пальцы на руке: который ни поранишь — болит одинаково.

— Валерий Михайлович, минувший год стал для «Беларуськалия» в некотором роде знаковым. Он ознаменован значительным ростом экспортных продаж, добычей миллионной тонны на Краснослободском руднике. Полным ходом идут реконструкция и модернизация производства, возводится Березовский рудник. А как вы оцениваете работу предприятия в текущем году?

— Минувший год был для нас самым успешным за 20 последних лет работы «Беларуськалия». Благодаря стабилизации рынка в 2010-м мы произвели 8,6 миллиона тонн удобрений — в 2 раза больше, чем в предшествующем году. Более 1,7 миллиона тонн хлористого калия поставлено на внутренний рынок. Успешно идет и строительство Краснослободского рудника. Согласно программе, в текущем году планируется ввести в работу первый очистной комплекс, в 2012-м — вторую очередь строительства.

Что касается реконструкции и модернизации производства, то они в значительной мере коснулись всех обогатительных фабрик нашего предприятия. На первой выполнено техническое перевооружение отделений флотации, сгущения, заменены устаревшие механические флотомашины. Введены в строй компактные шламовые сгустители с автоматизированным управлением, а также дисковые вакуум-фильтры и пульсирующие центрифуги.

На второй фабрике ведется работа для поддержания существующих мощностей и обеспечения возможности вовлечения в переработку руд Краснослободского рудника. Проводится реконструкция отделения дробления, обесшламливания, складского хозяйства, отделения отвалов и хвостового хозяйства. В этом году будет окончено техническое перевооружение отделения грануляции с заменой прессового, дробильного и классифицирующего оборудования.

Сегодня «Беларуськалий» уверенно стоит на ногах. Достаточно сказать, что рентабельность продукции, реализованной в первом полугодии, почти вдвое выше, чем в аналогичном периоде года минувшего. Так что перспектива наша обнадеживающая, и сработать мы должны лучше, чем в 2010 году.

— Недавно на совещании у Президента Беларуси одобрена программа по развитию «Беларуськалия» на пять лет. Пожалуйста, вкратце об основных ее пунктах. И в этой связи — какие инновационные проекты планируется реализовать?

— Основная задача текущей пятилетки — увеличить добычу руды, естественно, и за счет новых шахтных полей, значительно прибавить в выпуске хлористого калия. Если в этом году добыча должна составить 38,7, а производство калийных удобрений 8,8 миллиона тонн, то в 2015-м — 48,4 и 11 миллионов тонн соответственно. Нам предстоит выполнить 30 наиболее важных, в том числе и инвестиционных, проектов.

— В 2012 году будет завершено возведение Березовского рудника, что даст второе дыхание первому рудоуправлению. Кстати, довольны ли вы тем, как идут дела на строительстве?

— Ввод Березовского планируется к 3 июля 2012 года — на День Республики Беларусь, это почти на год раньше проектируемого запуска. Доволен ли строительством? У руководителя всегда находится повод для неудовлетворения, и совсем не потому, что плохо работают люди. Просто есть вещи, несколько тормозящие темпы. Тем не менее в сентябре 2010 года здесь установлен поистине рекорд проходки ствола — 61 метр, а в октябре впервые в практике была осуществлена сбойка горизонтальной части горных выработок с вертикальным стволом, осуществлена, замечу, виртуозно. Потому есть твердая уверенность, что задание будет выполнено качественно и в срок, и ввод нового рудника обеспечит сырьем первое рудоуправление на 40 лет.

— А в перспективе уже седьмой, Доросинский. Что можно сегодня сказать по этому поводу, куда будет поступать калийная соль этого подразделения?

— В текущем году планируется выполнить обоснование инвестиций, в 2012-м начнется разработка документации, а в 2013-м — строительство Доросинского рудника, который начиная с 2019 года станет пополнять рудную базу третьего рудоуправления.

— А если заглянуть еще на десятилетие-два вперед?

— По этому поводу думаю, что основной бассейн разработки переместится в Петриковский район, где со временем вырастут предприятия, аналогичные тем, что возведены на Старобинском шахтном поле.

— Расширение ассортимента продукции — веление времени. Какие первые шаги «Беларуськалия» в этом направлении?

— На первом рудоуправлении налажен выпуск смешанных удобрений — калий, фосфор, азот, — на третьем будет построен завод по выпуску сложно-смешанных гранулированных NPК-удобрений. В отличие от первых, получаемых путем физического (сухого) тукосмешения, азот, фосфор и калий будут выпускаться в одной грануле, к тому же в пропорциях, необходимых той или иной культуре, той или другой почве.

Кроме того, на четвертом рудоуправлении планируется строительство комбината по глубокой комплексной переработке хлоридосодержащего минерального сырья с выпуском экспортно ориентированного продукта. Тут же будет налажен и выпуск производной продукции, к примеру, соляной кислоты.

— Извлекая на поверхность миллионы тонн руды, не наносим ли мы непоправимый ущерб матушке-Земле? Не упрекнут ли, мягко говоря, потомки за такое оставленное им наследство?

— На охрану окружающей среды ежегодно мы затрачиваем огромные средства. Скажем, только в минувшем году инвестиции на природоохранные объекты составили 75 миллиардов рублей. Значительно сократились выбросы вредных веществ в атмосферу после перехода подразделений на природный газ. Наши традиционные направления в деле охраны природы — это защита населенных пунктов, земель, сельхозугодий от активного влияния горных работ, дальнейшее газоснабжение, создание системы экологического мониторинга, в частности — развитие сети наблюдательных скважин состояния подземных вод в местах размещения отходов производства.

— Не сдерживает ли ваш полет село? Имею в виду сельхозцех «Величковичи». А еще поговаривают, что и «Гаврильчицы» под свое крыло «Беларуськалий» возьмет.

— Ситуация такая, что часть пахотных земель отчуждаются Старобинскому торфобрикетному заводу. А для того чтобы обеспечить кормами поголовье крупного рогатого скота, мы вынуждены будем присоединить к «Величковичам» соседние площади или хозяйство.

— Нередко вы сравниваете «Беларуськалий» с кораблем. В наше непростое время на его пути неизбежны и штормы, и подводные рифы. Не останется ли за бортом судна социальная сфера?

— Нет, забота о здоровье и быте калийщиков постоянно в поле зрения как администрации предприятия, так и профсоюзов. Что касается жилья, то четыре дома будут сданы в текущем году, столько же, а это почти 400 квартир, построят в 2012-м. Не стану перечислять льготы и выплаты, предусмотренные коллективным договором, кажется, их более 20. А то, какие у нас прекрасные санаторий и детский оздоровительный лагерь, вы видите сами. Замечу при этом, что как в «Березке», так и в «Дубраве» планируется строительство плавательных бассейнов.

— Что бы вы пожелали коллективу в преддверии праздника?

— Я всегда говорю: главное, чтобы число спусков в шахту равнялось числу подъемов на-гора. А потому пусть крепкой и прочной будет кровля над головами шахтеров. Надежного всем вам дружеского плеча, здоровья и удачи, любви и уважения близких!

— Валерий Михайлович, большое спасибо за откровенный разговор.

Вел интервью Федор ГУРИНОВИЧ

От «БН». Коллектив редакции поздравляет весь трудовой коллектив ОАО «Беларуськалий» во главе с генеральным директором, ветеранов, их семьи, а также всех белорусских горняков с Днем шахтера! Ну а лучше пожеланий, чем у Валерия Кириенко, и не подобрать — присоединяемся!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter