Без права на паузу

В Гродненском областном театре кукол знают: однажды упустив публику, вернуть ее очень трудно

В Гродненском областном театре кукол знают: однажды упустив публику, вернуть ее очень трудно.

Если бы в театральной среде Беларуси была своя книга рекордов, Гродненский областной театр кукол попал бы в нее, как минимум, дважды. Во-первых, за самую высокую в республике заполняемость зала. В течение сезона здесь раскупается более 99 процентов билетов, и такого показателя не удается достичь ни одному не только кукольному, но и драматическому театру страны. 

Во-вторых, за самый богатый среди белорусских кукольников репертуар, в котором насчитывается более сорока спектаклей для детей и более десятка – для  взрослых. 

Есть и еще один показатель, по которому Гродненский театр кукол может претендовать на рекорд, — это участие в международных проектах. Статистика, правда, здесь не ведется, но лучшее свидетельство успехов коллектива в этой сфере — специальная премия Президента Республики Беларусь за вклад в развитие международных культурных связей, которую директору театра Александру Игнатенко  вручил лично глава нашего государства  Александр Лукашенко. 

В чем секрет востребованности театра? 

— Наверное, в способности поддерживать к себе постоянный зрительский интерес, — считает Александр Игнатенко. — А для этого недостаточно показывать добротные классические спектакли, хотя они и не теряют популярности со временем. На одной классике репертуар не построишь. Поэтому для театра очень важны смелость, готовность к риску и экспериментам, к нестандартному взгляду на вещи – все, что во многом определяется личностью режиссера. 

Гродненскому театру кукол с  творческими личностями повезло. С самого начала у истоков создания труппы стояли Сергей Юркевич  и художник Леонид Быков. Этот тандем неординарных людей дал мощный импульс молодому коллективу и привлек к нему зрителя. Затем пришел Николай Андреев – также знаковая для театра фигура. А сейчас на посту главного режиссера его сменил Олег Жюгжда, чей творческий потенциал  в содружестве с художником Ларисой Микиной позволил изменить лицо театра и вывести его на новый уровень. И, конечно же, дал новый толчок зрительскому интересу, что в театре считают особенно важным, ибо знают: однажды упустив публику, вернуть ее очень трудно. И поэтому творческий коллектив не имеет права на паузу. 

И пауз у  коллектива практически не бывает. Только за последних пять лет многие из спектаклей, поставленные гродненцами, стали своего рода кукольной классикой, завоевали немало дипломов и призов международных фестивалей. Это шекспировские «Зимняя сказка» и «Сон в летнюю ночь», «Дорога в Вифлеем» по пьесе белорусского драматурга Сергея Ковалева, «Морозко», «Невероятный иллюзион».  А с недавних пор здесь стали удивлять публику  самыми настоящими  мюзиклами, которых в репертуаре кукольников уже два. Первый – «Красная Шапочка» — стал с легкой руки Олега Жюгжды искрометным спектаклем для взрослых, в котором актеры не только выходят на сцену, но и исполняют сольные вокальные партии под аккомпанемент «живого» оркестра музыкальной капеллы. Второй – «Золотой ключик» — режиссер сумел сделать постановкой, одинаково интересной для взрослых и детей, красочной, забавной, смешной и доброй. 

Большинству этих и многим другим работам  рукоплещет   не только родная гродненская публика. Гродненский областной театр кукол очень мобилен, практически ежемесячно коллектив отравляется на короткие гастроли и фестивали. Только за последние пять лет на его счету более двух десятков международных фестивалей в России, Польше, Литве, Хорватии, конечно же, Беларуси, на которых режиссерские, актерские, оформительские работы отмечены дипломами и призами, получили прекрасные отзывы в прессе. А лучшее доказательство высокого мастерства труппы  то, что после каждого фестиваля гродненцы получают одно, а то и несколько  приглашений на новые театральные встречи. 

В результате фестивальная цепочка становится практически бесконечной. И самыми последними ее звеньями для кукольников стали поездки: майская — в Каунас и  июньская – в Ригу. В Литве театр принял участие в Международном фестивале «Улыбаются куклы и дети», в Чехии – в Международном фестивале кукольного искусства, где спектакль «Пилипка и Ведьма» был отмечен за лучшую сценографию. А следующим звеном станет участие в фестивале театров кукол Европы «Соседи», который  состоится в Люблине, где гродненцы покажут свой «Невероятный иллюзион». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter