Без права на ошибку

Более десяти лет назад в Беларуси появилась новая профессия — аудитор. Если поначалу многие не отличали аудит от ревизий, то со временем понимание его роли заметно изменилось: без участия независимого аудитора уже невозможно представить баланс банка, страховой компании, акционерного общества. О сегодняшнем дне аудита и перспективах его развития, направлениях государственного регулирования аудиторской деятельности мы попросили рассказать начальника Управления аудита Министерства финансов Тамару Исаеву.
— Какое место занимает аудит в системе финансового контроля страны? — Задача аудита — оценить достоверность бухгалтерской отчетности, отражающей состояние финансовой и хозяйственной деятельности аудируемой организации и предложить меры для ее улучшения. Сегодня в республике 80 аудиторских организаций и 476 аудиторов—индивидуальных предпринимателей. В прошлом году ими было оказано более 18 тысяч аудиторских услуг, что на треть больше, чем в 2002 году. Аудиторские проверки проведены в 6188 организациях, это всего около 7 процентов от действующих в стране. Ежегодно около 40 процентов субъектов хозяйствования оказываются не охваченными ни одним из видов финансового контроля. А у 75 процентов проверенных выявляются нарушения бухучета и налоговой дисциплины. При таком положении роль аудита в наведении должного порядка немаловажная. И Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» стал тут значительной вехой. — По каким критериям можно оценить эффективность аудиторского контроля? — Анализируя отчетность аудиторов, можно сделать определенные выводы о его эффективности. Так, количество аудиторских проверок увеличилось с 4153 в 2001 году до 6188 в прошлом году. При этом количество выявленных налоговых нарушений уменьшилось соответственно с 4077 до 3045. Число нарушений бухгалтерского учета осталось практически на том же уровне. Так что аудит, по-прежнему оставаясь налоговым, влияет на улучшение состояния бухгалтерского учета в проверяемых организациях и способствует повышению собираемости платежей в бюджет. В прошлом году аудиторы выявили, что в результате нарушений налогового законодательства субъекты хозяйствования недоплатили в бюджет 8,1 миллиарда рублей. В расчете на одну аудиторскую проверку это 1,3 миллиона рублей. Для сравнения: в прошлом году по результатам одной проверки юридических лиц налоговыми органами в бюджет допричислен 1 миллион рублей налогов, а проведенной ведомственным контролем — 0,1 миллиона рублей. Это не значит, что они работают менее эффективно. Как правило, и налоговые, и ведомственные контролеры идут уже по стопам аудита, естественно, и допричисления у них ниже. Но таким образом определять эффективность аудита можно только, пока он остается налоговым. Цель же аудита иная – выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемой организации. Дать возможность пользователям отчетности, а это собственники, инвесторы, государство, кредиторы, и в конечном счете — общественность, правильно оценить возможность проверенной организации хозяйствовать, быть надлежащим партнером, работодателем и налогоплательщиком. Действующая нормативная база, в том числе 35 республиканских правил, которые максимально приближены к международным стандартам аудита, позволяют проводить аудит на уровне, достаточном для признания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности всеми пользователями, в том числе иностранными инвесторами. — Какие новшества ждут аудиторов и их заказчиков в ближайшее время? — С 2004 года установлены новые требования к составлению аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. В нем аудиторы должны выразить мнение не только о достоверности бухгалтерской отчетности организации, но и о ее работе в перспективе, как минимум, на 12 месяцев после окончания отчетного года, для чего необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценить процесс управления предприятием, его финансовое состояние. Аудитор обязан указать на существенные искажения в отчетности и на возможность продолжения предприятием хозяйственной деятельности до конца года, следующего за отчетным. Подробная информация обо всех нарушениях излагается в отчете по результатам проведения аудита. Это конфиденциальная информация, на основании которой руководство аудируемого лица должно принять меры по их устранению в порядке, определенном Указом № 67. — А кто и как контролирует самих аудиторов? Какие ошибки характерны для них? — В прошлом году мы провели документальные проверки 32 аудиторских организаций и 23 индивидуальных предпринимателей, направили, в том числе и по результатам проверок организационных вопросов, 137 предложений об устранении нарушений. У 7 аудиторских организаций и 98 аудиторов—индивидуальных предпринимателей действие лицензий приостанавливалось, у 4 организаций и 45 индивидуальных предпринимателей, которые не сумели устранить нарушения в срок, они были отозваны. Помимо нас, аудиторов проверяли другие контролирующие органы во главе с Комитетом государственного контроля. Ими были выявлены нарушения как в части соблюдения правил аудиторской деятельности, так и в ценообразовании, в финансовой деятельности аудиторских организаций и налогообложении. Зачастую эти нарушения мелкие и несистематические, результат неаккуратности и небрежности в работе, пренебрежения своими обязанностями. Но они компрометируют аудиторскую деятельность в целом. Ситуация, когда после аудиторов ошибки находят другие контролирующие органы, нетерпима в принципе. — Как правило, аудитор одним из первых сталкивается с нестыковками в законодательстве, его «белыми пятнами». Может ли аудиторское сообщество влиять на совершенствование законов? — Конечно, аудиторы часто видят несовершенство законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность. Многие для обоснования своих выводов о достоверности бухгалтерской отчетности обращаются в компетентные органы за ответом на нечетко урегулированные в законодательстве либо неоднозначно трактуемые вопросы. Но, к сожалению, почти никто из аудиторов при этом не предлагает пути их решения. А ведь в нашей сфере деятельности много высокопрофессиональных специалистов, которые могли бы инициировать принятие решений органами государственного управления.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter