Без права на ошибку

Если театр начинается с вешалки, то любое массовое мероприятие - с выезда саперов.

Если театр начинается с вешалки, то любое массовое мероприятие - с выезда саперов. Таковы реалии нашего века. Будь то хоккейный матч, концерт, праздничные гуляния или крещенское паломничество за святой водой - там, где ожидается присутствие более 500 человек, непременно должны прежде побывать специалисты по разминированию. Вместе с сотрудниками взрывотехнического центра внутренних войск едем на один такой плановый выезд. Будний день, парк Горького, площадка хоккейного клуба "Юность". Через два с половиной часа здесь начнется игра. Если, конечно... Впрочем, постучим по дереву.


16.40. Новенький микроавтобус "Фольксваген-Крафтер" с проблесковым маяком и яркими надписями на бортах подруливает к арене. В составе расчета пятеро военнослужащих: начальник, его заместитель, техник по спецоборудованию, водитель и кинолог.


Спецавтомобиль укомплектован по последнему слову техники. В кузове с двух сторон полки для хранения специального оборудования - от обычного щупа и защитного костюма до "навороченных" досмотровых приборов. На полу - салазки для заезда робототизированного комплекса. Предусмотрена и клетка для служебной собаки. Сейчас в ней томится овчарка Герда. Ей не терпится начать работу. Что ж, осталось чуть-чуть.


16.50. Саперы берут с собой комплект досмотровых зеркал - больше ничего, надеемся, нам не понадобится. Визуальный осмотр плюс собачий нюх - этого будет достаточно. В случае обнаружения подозрительного предмета за "умной" техникой можно вернуться. Пока же заходим в здание через служебный вход.


На площадке стучат клюшками ребята из детской хоккейной школы. На людей в форме внимания не обращают. Привыкли.


Ищем администратора - сопровождать во время досмотра саперов должен человек, у которого есть ключи от всех дверей. Подсобки, подвалы, технические помещения - проверить нужно все. А вот и он, человек с ключами. Приветливо машет рукой.


17.00. На арену уже прибыли сотрудники Партизанского РУВД. Замначальника взрывотехнического центра Дмитрий Гаврук согласует порядок осмотра. "Думаю, справимся минут за 30 - 40. Стадион небольшой, да и знаком нам хорошо", - бросает мне.


Самым сложным минским объектом взрывотехники считают сейчас "Минск-Арену". Времени на осмотр громадного сооружения нужно затратить порядочно. А вот футбольные матчи на "Динамо", к моему удивлению, вопросов у специалистов не вызывают - их "отработали" давно, здесь все идет по накатанной.


- Не забудьте проверить мусорки, загляните и в комментаторскую кабину, - отдает распоряжения Гаврук. Перед началом осмотра он проводит традиционный инструктаж, указывая, на какие особенности объекта стоит обратить особое внимание.


И действительно, специалисты заглядывают в каждый контейнер. До начала массового мероприятия они должны быть опустошены - таковы правила. Но вот один забит битком. Непорядок.


Вокруг меж тем суетятся работники, которые готовят площадку к матчу. У них тоже "дедлайн". К нам, впрочем, относятся уважительно. Подогнать и "ускорить" саперов не может никто. Это чревато.


- Смотрите, пожалуйста, - электрик любезно открывает щиток, куда тут же засовывает нос важная Герда. Между прочим, призер чемпионата внутренних войск.


- Раз, два, три, - проверяет диктор работу аппаратуры. Саперы свою проверку уже завершили. Чисто.


17.30. Но это еще полдела. Взрывотехники выходят наружу, Дмитрий Гаврук распределяет задачи. Особое внимание - на зеленую зону. Ну и, конечно, - на парковку. Сотрудники ГАИ, кстати, уже здесь, контролируют заезд автомобилей.


17.40. Герда внимательно обнюхивает черный БМВ. Неужели что-то учуяла? Но нет, все в порядке. Мимо нас проезжает "скорая". Похоже, все службы уже в сборе. "Готово", - говорит и Гаврук.


Возвращаемся назад, в здание. "Будьте добры, ваши документы. Покажите рюкзак!" - милиционеры уже включили "рамку". Их абсолютно не интересует мой довод, дескать, "мы с саперами..." Так, пожалуй, и должно быть.


17.55. Гаврук докладывает представителю милиции о проверке, указывая на места, вызвавшие сомнения. В частности, на контейнер, заполненный мусором. Нарушение тут же устраняют. Все, объект сдан под охрану. А нам пора.


- В первые дни после теракта в "Домодедово" работы стало больше, - признаются по дороге к спецавтомобилю саперы. - Помимо плановых выездов на массовые мероприятия и обезвреживание боеприпасов военных времен, почти каждый день приходилось выезжать на "подозрительные предметы" - граждане замечали брошенные пакеты, сумки и тут же звонили по 102. Это хорошо.


Взрывотехники уехали, а я задумался: ведь не "халтурили", не играли на камеру. Хотя вероятность того, что что-нибудь перед хоккеем здесь найдут, была нулевой. Или, скорее, равнялась одной тысячной процента.


Но ведь и это немало, если речь идет о жизнях людей. Пожалуй, тот, кто сказал про саперов, что они ошибаются только один раз, был все-таки неправ. Права на ошибку и на "халтуру" они не имеют вообще.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter