Без паники

68% выпускников Могилевщины планируют поступать в вузы

Причин для нее, убежден начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий, накануне вступительной кампании нет

О проблемах сегодняшнего дня и перспективах развития системы образования — в беседе нашего корреспондента с начальником управления образования Могилевского облисполкома кандидатом педагогических наук, доцентом Леонидом Смотрицким (на снимке).

— Леонид Степанович, каков в области процент желающих поступить в этом году в вузы, не возникнет ли сложностей в связи с возросшим в этом году числом абитуриентов?

— Согласно результатам опроса учащихся одиннадцатых выпускных классов, 68 % планируют поступать в высшие учебные заведения, 13 % — в средние специальные и 19 % — в профессионально-технические учебные заведения либо устроиться на работу или быть призванными на службу в Вооруженные силы Республики Беларусь.

Чтобы удовлетворить потребности абитуриентов в получении высшего образования, в текущем году в вузы за счет средств республиканского бюджета запланировано принять на 4,5 % больше студентов на дневную форму обучения, а кроме того, будет увеличено число мест в ссузах и птузах. Так что 15-процентное увеличение количества выпускников средних школ, связанное с переходом на 11-летнюю форму обучения, вряд ли создаст непреодолимые трудности при поступлении.

— Леонид Степанович, отрадно, что у нас так много желающих получить высшее образование. Но ведь не секрет, что в стране уже перепроизводство специалистов определенных профессий — тех же юристов, экономистов. Не хватает профессионалов-рабочих. Может пора делать крен в сторону профессиональных училищ, то бишь колледжей. И как вы оцениваете сложившуюся систему профподготовки у нас в стране?

— Такой крен уже сделан. Решением Могилевского областного Совета депутатов от 20 апреля этого года набор в эти учебные заведения увеличен на 3,6 тысячи человек. Кроме того, принято решение о продолжении деятельности мстиславльского профессионального лицея № 6, который ранее планировалось закрыть. Если вести речь о проблеме обеспечения выпускниками ПТУ наших производств, то анализ за последние 5 лет показывает, что процент выпускников, получивших направление на работу, вырос с 69,3 % в 2002 году до 98,4 % в 2008-м. Под набор 2009 года учреждениями профтехобразования области заключены двухсторонние договоры на подготовку кадров рабочих и специалистов с различными организациями. Как видим, система профессионально-технического образования области оперативно реагирует на потребности рынка труда, а областной исполнительный комитет и областной Совет депутатов поддерживают позитивные изменения.

— Вы не только руководитель-администратор, но и кандидат педагогических наук, доцент, имеете свой взгляд на развитие сферы образования. Что, по-вашему, необходимо сделать в первую очередь, чтобы система подготовки учащихся не просто отвечала требованиям сегодняшнего дня, но и работала на перспективу. Каким вам видится будущее нашего образования?

— Образование — одна из сфер, которая развивается непрерывно. Это естественно. Государству нужны высококвалифицированные специалисты. Все это требует постоянного совершенствования образовательной среды. Сегодня это достаточно высокотехнологичная система. Все учреждения образования области оснащены современной компьютерной техникой, почти все используют Интернет-ресурсы. Педагоги широко применяют современные информационно-коммуникационные технологии. Осуществляется техническое оснащение учреждений образования, приобретается проекционное оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы), цифровые фото- и видеокамеры. Производится модернизация школьных библиотек в медиатеки. В 2008 году в школах появился электронный учебник. На мой взгляд, в ближайшем времени он во многом сможет заменить привычный для нас учебник. Постепенно в учреждениях образования будут введены электронные дневники и журналы.

Именно поэтому будущее образование — в создании и применении высоких технологий. Это позволит в значительной степени усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, уменьшить нагрузку на учащихся. И самое главное — повысить качество образования.

Думаю, что мы должны также продолжить работу по развитию способностей талантливых учащихся, привлекать их к активной исследовательской деятельности. Ведь именно в школе прорастают зерна будущего большой науки. И здесь снова на помощь должны прийти информационные технологии. Путем использования системы сайтов необходимо организовывать дистанционное обучение школьников, он-лайн олимпиады, конкурсы, образовательные Интернет-проекты. Главная роль в этой работе должна принадлежать учреждениям нового типа: лицеям, гимназиям. Развитие их — одно из основных условий успешного развития системы образования нашего государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter