Без палок в колесах

Как пройти гостехосмотр с наименьшими потерями средств и нервов

Читатели «Р» узнали, как пройти гостехосмотр с наименьшими потерями времени, средств и нервов

В автомобиле все должно быть исправно. Добросовестные водители это понимают, поэтому и готовятся к гостехосмотру, как к строжайшему экзамену. Тем не менее примерно каждый четвертый автомобиль не получает отметку в сертификат с первого раза. Как избежать подводных камней и что надо знать, отправляясь на станцию диагностики. Об этом читатели «Р» расспрашивали в прошлый четверг специалистов УП «Белтехосмотр». Интересовали их и вопросы, касающиеся автошкол (как известно, с октября функции контроля над учебными организациями переданы этому предприятию). Своими рекомендациями и профессиональными советами делились Александр САПРОНЕНКО, заместитель начальника управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр», Александр ШУТ, начальник отдела организации и подготовки водителей автомобилей и контроля за учебным процессом, а также его заместитель Сергей СЕДЕЛЬНИК.

«Во всем виноват… огнетушитель»

Александр Вашкевич, г. Брест:

— С первым снегом поставил ошипованную резину. На станции техосмотра дали от ворот поворот: дескать, ваши шипы испортят беговые барабаны. Как такое понимать?

А. Сапроненко: По всей вероятности, сотрудники станции некорректно объяснили суть проблемы. Дело в том, что ролики тормозного стенда имитируют, как правило, сухое асфальтовое покрытие, для которого ошипованная резина предназначена в меньшей степени. Поэтому при измерениях шипы на такой резине иногда вылетают, есть вероятность повреждения шин, кроме того, снижается эффективность тормозной системы. Сотрудники станции должны предупредить водителя о возможных последствиях, чтобы в случае чего не возникло претензий. Но отказать автолюбителю они не имеют права. А вообще, дам рекомендацию проходить техосмотр летом, когда легче подготовить автомобиль.

— Спасибо за совет, но мне надо успеть до конца месяца. Волнует и другой вопрос: обязательно ли шипы должны быть на запасном колесе?

А. Сапроненко: Для автомобилей физических лиц это непринципиально. Во многих легковых машинах так называемая запаска полуразмерная, возить с собой еще одно ошипованное колесо нецелесообразно. Что обязательно – так это опознавательный знак «Шипы» сзади…

Александр Мясников, г. Бобруйск:

— Правомочны ли инженеры станции техосмотра на свое усмотрение расширять утвержденный в ПДД перечень неисправностей, по которым автомобиль не может быть допущен к дорожному движению?

А. Сапроненко: Поясните, что вы имеете в виду.

— У меня машина белого цвета. На двери — пятно размером с монету, которое я закрасил грунтовкой. Цвет, естественно, отличается. На этом основании меня отправили на повторный техосмотр. Знаю, что по ГОСТу недопустимым считается только значительное нарушение лакокрасочного покрытия.

А. Сапроненко: Согласен, это мелочь, на которую можно закрыть глаза…

– Подоплека таких действий мне понятна. Станции диагностики хотят заработать как можно больше, поэтому при любой возможности отправляют водителей на повторку. Возникают очереди, нервозность. Почему бы сотрудникам станций не писать в протоколе измерений конкретную неисправность, а не прятаться за абстрактной фразой «повреждение кузова», как в моем случае. Повреждение повреждению рознь.

А. Сапроненко: Вы заплатили за услугу, поэтому вправе требовать, чтобы вам четко и конкретно указали вид неисправности. В случае необходимости для консультации можно звонить на телефоны «прямой линии» «Белтехосмотра». Они указаны на информационных стендах каждой станции. Где конкретно вы проходили диагностику? В Бобруйске три станции.

– На улице Орджоникидзе.

А. Сапроненко: Адрес записал, будем разбираться.

Василий, г. Минск:

— Техосмотр не прошел из-за огнетушителя. Оказалось, он неклейменый и подлежит поверке. Вопрос: зачем ее делать? И потом, знают ли в «Белтехосмотре», насколько сложно поверить огнетушитель в пределах Минска? В автопарке № 3 и на других станциях диагностики водителей отправляют в фирму на улице Бехтерева, однако она давно закрыта. Добровольные пожарные общества работают только по будням до 17.00.

А. Сапроненко: Огнетушитель в машине должен быть исправным – этого требуют ПДД. Если истек срок годности, то зачем его возить и играть в рулетку с безопасностью? Можно купить углекислотный огнетушитель, срок годности которого пять лет.

— Почему бы «Белтех­осмотру» не организовать поверку и заправку огнетушителей на станциях?

А. Сапроненко: Этим занимаются подразделения МЧС. Единственное, что можем сделать, – распространить по станциям перечень организаций, которые перезаряжают порошковые огнетушители.

— Второй больной вопрос – ксеноновая фара. Оказалось, она косит под углом в один градус. Отрегулировать невозможно – механизм неисправен. Надо менять фару, а новая стоит 170 долларов. Если угол отклонения столь незначителен и это не влияет на ходовые качества, то насколько принципиальна такая замена?

А. Сапроненко: Проблема ксенона стоит остро, поскольку неотрегулированные фары сильно слепят водителей встречных автомобилей. На таких фарах, если они заводские, должен стоять автоматический корректор и омыватель. Если отклонение выходит за пределы погрешности, то извините…

— Последний вопрос. Через сколько дней непоздно пройти повторный техосмотр после неудачной попытки?

А. Сапроненко: Вам дается 20 дней. Оплата будет приниматься только за диагностику тех неисправностей, которые выявлены в прошлый раз.

Виталий, г. Минск:

– На одной станции машину проверять отказались: она показалась сотрудникам грязной. На другой обслужили без проблем. Каковы здесь критерии оценки?

А. Сапроненко: Инженер оценивает чистоту на глаз, поэтому его решение может быть субъективным. Однако в наших нормативных документах сказано, что автомобиль должен представляться на гостехосмотр в чистом виде. Налет грязи на машине затрудняет проверку кузова, деталей и механизмов. А это не пустяки.

– Почему тогда на станциях диагностики нельзя помыть машину? Я не говорю о суперсовременных автомойках. Достаточно простого бокса, шланга и воды…

А. Сапроненко: Такие услуги предоставляются, хотя и не везде. Почти половина наших станций диагностики (а по Минску – до 70 процентов) расположены вблизи автомоек и ремонтных мастерских, а кое-где эти услуги оказываются непосредственно на месте. Система подобного сервиса развивается, однако есть и проблемы. Организация даже самой простой автомойки влечет массу согласований по линии экологии. Ремонтные услуги подлежат сертификации, требуют немалых вложений в оборудование. Весь комплекс услуг станциям тянуть не под силу.

«Заменили сиденья? Вспомните «Невский экспресс»…

Александр, г. Сморгонь:

— В свою «Волгу» установил сиденье водителя от иномарки. Это допустимо?

А. Сапроненко: Техосмотр с такой переделкой точно не пройдете. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства запрещено. Вспомните катастрофу «Невского экспресса». Сиденья в вагонах не выдержали нагрузки и оторвались, что стоило людям жизни…

Александр Мишин, Логойский район:

– У меня в легковом автомобиле отсутствуют задние сиденья – расширил таким образом багажник, поскольку приходится возить стройматериалы. Претензии будут?

А. Сапроненко: Будут, поскольку ваш автомобиль зарегистрирован как легковой с определенным количеством посадочных мест. Если используете его для перевозки грузов, то перерегистрируйте как грузопассажирский либо грузовой. Но в таком случае изменятся и сроки прохождения техосмотра, и требования к машине.

Михаил, г. Минск:

— Завтра на техосмотр, а на лобовом стекле со стороны пассажира — трещина длиной 30 сантиметров…

А. Сапроненко: Если она не попадает в зону действия стеклоочистителя со стороны водителя, то такие транспортные средства мы пропускаем. Но будьте аккуратны. За рубежом трещины вообще не допускаются. Мне известны случаи, когда у нас автомобиль проходил техосмотр, а за границей водителя штрафовали и отправляли на ближайшую СТО для замены стекла.

Игорь, Смолевичский район:

— На техосмотре забраковали передние поворотники. Они светят бледно и неярко. Это принципиальное нарушение?

А. Сапроненко: Со временем покрытие на лампочках может стираться. Опасность в том, что белый поворотник сливается со светом фар, в результате чего другие участники дорожного движения могут не понять ваших намерений. Поспешите купить новые оранжевые лампочки, они стоят недорого.

Виктор Геннадьевич, Жлобинский район:

— У меня бордовый «Форд Эскорт». После ДТП пришлось заменить дверь. Но она серого цвета. Слышал, если цвет кузова изменен менее чем на 50 процентов площади автомобиля, то при техосмотре проблем не будет?

А. Сапроненко: Цвет автомобиля должен соответствовать тому, который указан в свидетельстве о регистрации. На дороге подобная пестрота настораживает и отвлекает внимание. Если вы нашли деньги на замену двери, то доведите дело до конца — не поленитесь подъехать на автосервис и перекрасить ее. Столь же непримиримо относимся к разного рода наклейкам и аэрографии. И то, и другое запрещено Правилами дорожного движения.

Денис, г. Минск:

— От предыдущего владельца остался на багажнике спойлер. Его обязательно снимать?

А. Сапроненко: Так любимый молодежью тю­нинг – это не что иное, как внесение изменений в конструктивные особенности автомобиля. Менее категорично наши инженеры смотрят на обвесы порогов, а вот задние антикрылья, спойлеры, передние дуги безопасности (так называемые «кенгурятники») и подсветка днища неприемлемы.

— Если сниму спойлер, на багажнике останутся дырочки. Их надо заделывать?

А. Сапроненко: Думаю, если они небольшие, то это непринципиально.

Инна, г. Дрогичин:

— Инспектор ГАИ посоветовал купить светоотражающую жилетку. А при техосмотре обязательно ее наличие?

А. Сапроненко: Жилетка, как и зимняя резина, только рекомендована Правилами дорожного движения.

Игорь Васильевич, Гомель:

– Приобрел машину с заводской тонировкой. Замена стекол на прозрачные обойдется в 600—700 долларов. У нас в городе автолюбители покупают в основном несертифицированные китайские стекла. Неужели с ними ездить безопаснее, чем с затемненными?

А. Сапроненко: Могу посоветовать немного подождать. Как известно, внесены предложения по изменению указа Президента. Планируется, что после поправки в Правилах дорожного движения будет разрешена заводская тонировка задних боковых стекол и заднего стекла. Допустимые коэффициенты светопропускания для остальных стекол останутся прежними: для переднего ветрового – не менее 75 процентов, для передних боковых – не менее 70 процентов.

«Машину купила и замуж вышла…»

Дмитрий Голод, г. Молодечно:

– Отец купил машину в мае и прошел техосмотр. Сейчас мы переоформили автомобиль на меня. Надо ли теперь уже мне еще раз ехать на диагностику, если сертификат годен в течение года?

А. Сапроненко: При смене собственника техосмотр нужно обязательно пройти заново. Мы родственные связи не проверяем и исключений здесь не делаем. Связано это требование с тем, что при продаже машины зачастую меняются какие-то запчасти, шины и т.д. Поспешите, после регистрации в ГАИ у вас есть десять дней на прохождение техосмотра. Для удобства воспользуйтесь услугой предварительной записи по телефону.

Игорь , г. Витебск:

– Купил машину, и пока езжу на транзитных номерах. Подошло время техосмотра. Надо ли его проходить в моем случае?

А. Сапроненко: На транзитных номерах техосмотр проходить можно и нужно. Если машина старше десяти лет – раз в год, если младше – раз в два года.

Елена, г. Минск:

— Вышла замуж. Теперь у меня новая фамилия, а в медсправке — старая, девичья. Пройду ли с ней техосмотр?

А. Сапроненко: Вопросы не возникнут, если возьмете с собой документ, подтверждающий смену фамилии: копию свидетельства о браке либо паспорт.

Валентина Сергеевна, г. Минск:

– Проходила техосмотр 18 декабря прошлого года. Должна ли я успеть получить новый сертификат строго до 18 декабря?

А. Сапроненко: Можете пройти ТО до 31 декабря включительно. Даты значения не имеют.

– А если позже?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter