Без остановок!

Транспортной милиции — 90 лет

Транспортной милиции — 90 лет


Работа транспортной милиции всегда на виду, всегда среди массы людей, будь то вокзал, аэропорт или пассажирский поезд. Отправляясь в дальнюю поездку или подъезжая несколько остановок до любимой дачи на пригородной электричке, мы неизменно доверяем свою безопасность транспортной милиции. Но знаем ли мы историю этой службы?


Начало летописи


В феврале 1919 года молодая советская власть приняла Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Однако сама служба зародилась гораздо раньше. Во второй половине XIX века, как только у государства появились железные дороги, возникла и необходимость поддерживать на них порядок. Тогда же выяснилось, что в силу разной удаленности от населенных пунктов обыкновенная территориальная полиция не способна эффективно поддерживать порядок на «железке». Остро потребовались экстерриториальные специализированные подразделения.


Ими стали жандармские команды и эскадроны, которые обладали мобильностью и могли быстро добраться до места происшествия. Решение об их создании и использовании на железных дорогах принял лично российский император Николай I.


Большевики также понимали важность поддержания порядка на основном виде российского транспорта, потому незамедлительно приступили к созданию соответствующих подразделений Красной Армии. Сотрудники железнодорожной милиции поддерживали порядок в поездах и на станциях, оказывали помощь при крушениях и во время продолжительных остановок составов, раскрывали кражи и другие транспортные преступления.


Суровые сороковые


К началу 40–х годов порядок на железных дорогах БССР обеспечивали уже четыре отдела милиции — на Белорусской, Западной, Брест–Литовской и Белостокской железных дорогах. Начальник одного из отделов железнодорожной милиции А.Д.Красильников вспоминает о том времени: «...Принимая в июне сорокового года дорожный отдел милиции, я и не подозревал, что пятнадцать лет прежней милицейской службы покажутся мне счастливым временем, когда можно было хоть раз в неделю выспаться по–человечески. Здесь об отдыхе пришлось сразу забыть. Инциденты следовали один за другим. То и дело поступали тревожные сообщения о диверсиях, крушениях, вооруженных лазутчиках, взрывах товарных вагонов с ценным грузом. Число нарушителей границы день ото дня угрожающе множилось. Временами число обнаруживаемых лазутчиков за сутки доходило до четырехсот человек. Дня не проходило, чтобы на транспорте не задерживали подозрительных лиц, собиравших разведывательные данные или пытавшихся совершить диверсии...»


В первые часы Великой Отечественной войны вступили в бой работники линейного отделения милиции станции Брест. Когда к полудню 22 июня Брест полностью оказался в руках гитлеровцев, еще гремели выстрелы в районе железнодорожного откоса. Героическая оборона Брестского вокзала, которую возглавил начальник отделения подполковник А.Воробьев, вошла почти во все учебники истории, а писатель Симонов назвал оборону вокзала родной сестрой славной защиты Брестской крепости.


А вот говорит о послевоенных годах ветеран транспортной милиции полковник в отставке Н.Р.Быков: «Из–за нехватки подвижного состава пригородные поезда формировались из деревянных вагонов, мало приспособленных для перевозки людей. Проезд на крышах и подножках вагонов приобрел распространенный характер, что часто было причиной несчастных случаев. На участке Гомель — Пинск в товарных поездах в Белоруссию массово ехали жители Калужской, Брянской, Смоленской и других областей РСФСР за покупкой продуктов питания. Коробейники часто становились объектами нападения грабителей...»


В те годы транспортная милиция с честью преодолела последствия послевоенной разрухи...


На земле и в воздухе


После распада СССР и обретения Беларусью суверенитета порядок на железнодорожных магистралях и в аэропортах страны обеспечивает управление внутренних дел на транспорте МВД.


Вопросы, которые приходится сегодня решать милиционерам–транспортникам, особые. От них напрямую зависит безопасность сотен тысяч граждан и гостей Беларуси. Ведь правонарушения и преступления, которые происходят на «колесах» или в воздухе, требуют особой мобильности: поезда и самолеты не стоят на месте, а вместе с ними перемещаются и преступники, свидетели, улики... Представьте, само место преступления может «уехать» в другой город и даже страну. Между тем эти оперативные сложности никоим образом не должны сказаться на безопасности пассажиров. И сегодня люди, пользующиеся транспортной системой страны, знают: если понадобится помощь милиции, то она будет своевременной, компетентной и результативной.


Справка «СБ»


Сегодня в зоне ответственности транспортной милиции — свыше 5,5 тысячи километров железнодорожных путей, на которых расположено 18 крупных железнодорожных узлов, более 400 станций и тысячи остановочных пунктов, сотни магазинов и предприятий общепита, 7 аэропортов. Только за сутки по республике движутся более 1.000 пассажирских и пригородных, около 600 грузовых поездов. Например, за 2006 год услугами транспорта воспользовались 155 миллионов пассажиров. Это 400 тысяч человек в сутки, или население одного областного центра. Только Минский вокзал ежедневно посещают 50 тысяч белорусов и гостей страны.


Игорь БРЕНИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter