Без модернизации нет будущего у потребкооперации

СИСТЕМА потребительской кооперации призвана выполнять важнейшую социальную функцию в стране — обеспечивать торговое обслуживание сельских жителей, закупать у них излишки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, организовывать переработку и поставку в розничную сеть. Да и в районных центрах качество и разнообразие оказываемых населению услуг во многом определяется работой предприятий потребкооперации. Именно поэтому она на особом счету у государства, и результаты ее работы — под особым контролем. За последние годы предприятия Белкоопсоюза сделали значительный шаг в своем развитии. Однако в их работе есть и немало проблем. Главная из них заключается в том, что без существенной модернизации своей деятельности потребкооперация не выдержит конкуренции на рынках. На этом особо акцентировал внимание Президент страны Александр ЛУКАШЕНКО, выступая вчера на отчетном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза.

Президент Александр Лукашенко вчера еще раз напомнил работникам отрасли о том, что сельчан обижать нельзя

СИСТЕМА потребительской кооперации призвана выполнять важнейшую социальную функцию в стране — обеспечивать торговое обслуживание сельских жителей, закупать у них излишки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, организовывать переработку и поставку в розничную сеть. Да и в районных центрах качество и разнообразие оказываемых населению услуг во многом определяется работой предприятий потребкооперации. Именно поэтому она на особом счету у государства, и результаты ее работы — под особым контролем. За последние годы предприятия Белкоопсоюза сделали значительный шаг в своем развитии. Однако в их работе есть и немало проблем. Главная из них заключается в том, что без существенной модернизации своей деятельности потребкооперация не выдержит конкуренции на рынках. На этом особо акцентировал внимание Президент страны Александр ЛУКАШЕНКО, выступая вчера на отчетном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза.

Проблемы повторяются

На отчетно-выборном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза в 2004 году глава государства критиковал его руководство за неудовлетворительное финансовое положение, недостаточный рост объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства потребительских товаров, внешнеторгового оборота, ненадлежащую организацию торгово-заготовительной деятельности. Тогда были поставлены конкретные задачи по повышению качества и эффективности работы потребительской кооперации, дан ряд поручений как непосредственно кооператорам, так и присутствовавшим на собрании должностным лицам государства.

Пришла пора посмотреть, что сделано за истекшие 8 лет. Большинство показателей, доведенных Правительством до Белкоопсоюза, вроде бы выполняются. Однако, отметил глава государства, проблемных вопросов в деятельности потребительской кооперации более чем достаточно. Хуже всего то, что они из года в год не решаются.

Белкоопсоюз по-прежнему продолжает сдавать позиции на внутреннем потребительском рынке. В розничном товарообороте торговых организаций республики его удельный вес в 2012 году по сравнению с 2005-м сократился с 15 до 11 процентов. Вместо развития торговли и общественного питания идет закрытие деревенских магазинов на селе. Сегодня 712 торговых объектов потребительской кооперации на селе не эксплуатируются. Причем главная причина — не в их убыточности и отсутствии кадров, а в отсутствии современных технологических решений, деловой хватки и предприимчивости.

— Вы привыкли к тепличным условиям, — сказал Президент, обращаясь к руководству Белкоопсоюза. — Как и прежде, надеетесь на эксклюзивную помощь государства. На то, что государство поможет сохранить ваше монопольное положение на сельском рынке. Но теперь рынок надо отстаивать и расширять самостоятельно — своим умом, энергичной работой. Нельзя забывать, что именно в обслуживании населения малых деревень и заключается социальная роль потребительской кооперации. Также следует более энергично развивать торговлю в городах. В настоящее время в нашей стране очень активно, даже можно сказать агрессивно, формируется сетевая торговля, открываются крупные торговые центры и гипермаркеты. Чтобы не допустить вашего вытеснения с потребительского рынка городов торговыми сетями, необходимо создавать новые современные торговые объекты как крупного формата, так и шаговой доступности в микрорайонах, на автотрассах. Об этом мы начинали говорить в 2004 году. Но как тогда, так и сейчас работа проводится недостаточно активно.

Вторая острейшая проблема потребкооперации — качество обслуживания. В глубинке люди откровенно говорят о недостатках в работе сельских магазинов и заготовительных предприятий потребкооперации, непорядках на рынках. А ведь в ведении этой системы находится около половины всех рынков страны. Но должного порядка там как не было, так и нет.

Более того, отметил Президент, как докладывает Комитет государственного контроля, нарушения выявляются при каждой проверке торговых объектов потребкооперации. Причем самые массовые из них — это продажа некачественных товаров с истекшими сроками годности. В 71 магазине указанные нарушения были выявлены дважды, в восьми — трижды, а в универсаме «Надежда» Славгородского райпо Могилевской области даже 5 раз. Опасно, когда это становится системой. Это уже не недостаток, а преступление.

Мало непродовольственных товаров

Кооперативные магазины следует сделать более привлекательными для покупателей как по ассортименту товаров, разнообразию услуг, так и по культуре обслуживания. То есть магазин на селе должен стать действительно одним из центров общественной жизни.

Что сегодня преобладает в сельских магазинах? По-прежнему значительная часть товарооборота складывается за счет реализации хлеба, алкогольных напитков, табачных изделий и сахара. В то же время в структуре товарооборота невысока доля таких необходимых непродовольственных товаров, как одежда и обувь, сложнотехнические товары, мебель.

— Считаю, что здесь службы потребкооперации существенно недорабатывают, — сказал Александр Лукашенко. — В деревнях жители так же, как и в городе, должны иметь возможность заказать необходимые непродовольственные товары, в том числе сложнобытовые. А вы обязаны исполнять эти заказы в сжатые сроки и с доставкой на дом. Помните, что сельчан нельзя обижать! Им необходимо предоставить достаточный выбор востребованных товаров по приемлемым ценам.

Следует существенно улучшить торговое обслуживание населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, а также садовых товариществ, мест массового отдыха населения. Для этого необходимо продолжить приобретение автомагазинов. Тем более что на белорусских предприятиях освоен их выпуск.

— Примите как мое требование, — заметил Президент, — чтобы каждый такой населенный пункт обслуживался автомагазином не реже трех раз в неделю. Надо, чтобы продавцы этих магазинов по заявкам людей доставляли им товары на дом, включая и тех, которые не закреплены за социальными работниками.

Преференции есть, результатов — нет

Для потребкооперации остается важной задачей создание единой системы оптовых закупок. Это позволит повысить эффективность работы в целом за счет ускорения оборачиваемости товаров, формирования конкурентных цен, предоставления поставщиками более выгодных условий поставки. То есть всех тех факторов, которые используют торговые сети конкурентов, которым потребкооперация пока уступает.

— А ведь конкуренция будет нарастать, — сказал глава государства, — и здесь вам важно не отставать. Посмотрите, как позиционируют себя торговые сети, выступая единым оптовым покупателем, диктуя поставщикам условия оплаты, ценовые параметры. Вы же по-прежнему выступаете как разрозненные покупатели, и ваши структуры конкурируют между собой. Потому не можете обеспечить получение товаров от поставщиков на наиболее выгодных условиях. В результате не выдерживаете конкуренции. А ведь потребкооперация, по существу, такая же организованная торговая сеть, причем крупнейшая в Беларуси. И это преимущество необходимо активно использовать.

На прошлом собрании глава государства подверг критике заготовительную отрасль Белкоопсоюза. Стоит сказать, что определенные сдвиги в работе заготовителей имеются. За последние 9 лет объем закупок сельхозпродукции и сырья у населения в сопоставимых ценах увеличился почти в 4 раза. Однако потребкооперация закупает у населения лишь 10 процентов товарных ресурсов картофеля, 2 — овощей и примерно 30 процентов плодов и ягод. Это означает, что немалая доля выгодной продукции уходит мимо нее.

Государство предоставило Белкоопсоюзу все запрошенные преференции для максимального облегчения процесса закупок: упростило процедуры, разрешило расчеты наличными деньгами, предоставило кредиты.

— Имея такие преимущества, — сказал Александр Лукашенко, — вы сознательно уступаете этот вид деятельности частникам. Поэтому абсолютно объективна критика в адрес Белкоопсоюза, которой он постоянно подвергается в средствах массовой информации, контролирующими органами за неразворотливость в организации закупок у населения. Подчеркиваю: задача по обеспечению потребительской кооперацией закупок выращенной населением продукции остается на жестком контроле.

Складские запасы велики

Потребкооперация недостаточно внимания уделяет оказанию помощи в развитии личных подсобных хозяйств, обеспечению сельчанина всем необходимым для ведения хозяйства (семена, инвентарь). Личные подсобные хозяйства — один из резервов увеличения доходов населения. Человек должен быть уверен, что если он вырастит две-три тонны картофеля, овощи или фрукты, то это у него купят. А для этого должны заработать системы заключения договоров, авансирования производства.

— Потребкооперации нужно идти к населению, — отметил Президент, — договариваться о выращивании, объемах закупок, цене, заключать договоры, продавать элитные семена, саженцы, осуществлять авансирование и прочее. Помните, что основной резерв в этой работе — охватить не только крупные населенные пункты, но и малые отдаленные деревни.

Мало закупить, необходимо сохранить продукцию в межсезонный период. В конце 2011 года в городе Минске на одном из предприятий Белкоопсоюза введен новый склад-холодильник с емкостью единовременного хранения более двух тысяч тонн с разными температурными режимами. Это хорошо, но такие объекты должны быть в каждой области, чтобы потребкооперация могла круглый год предлагать населению высококачественную свежую продукцию. Необходимо привести в порядок и существующие хранилища. В таком состоянии, как они есть, хранить качественную продукцию сегодня непозволительно.

Организации потребительской кооперации постепенно утрачивают позиции на рынке промышленной продукции. Их доля в общереспубликанских объемах производства промышленной продукции и производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, незначительна и постоянно снижается. За пять лет более чем на половину снизился выпуск колбасных и макаронных изделий, плодоовощных консервов, рыбы и пищевых морепродуктов. В сфере производства техническая и технологическая отсталость, неконкурентоспособность производимой продукции. Вследствие чего растут ее складские запасы. Если на 1 января 2012 года запасы плодоовощных консервов превысили среднемесячный объем их производства в 1,7 раза, то на 1 января 2013 года складские запасы были эквивалентны уже трем среднемесячным объемам производства.

Хронически снижаются объемы инвестиций в основной капитал. В 2011 году — на 2,3 процента, в 2012 году — на 10,2 процента.

— Прошу не забывать мои требования по модернизации производства, — сказал Александр Лукашенко. — Они касаются и кооперативной промышленности. Похоже, что в этом вопросе потребкооперация предоставлена самой себе. Нет должной поддержки ни от Правительства, ни от местных органов власти.

Здесь внимание необходимо акцентировать на создании и развитии мощностей по переработке закупаемой у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Все прекрасно понимают, что вопрос состоит не только в заготовке, но и в переработке этой продукции, причем с высокой добавленной стоимостью. Сегодня ассортимента переработанной отечественной дикорастущей продукции, реализуемой в наших магазинах, крайне недостаточно. Поэтому полному освоению ресурсов следует уделить приоритетное внимание.

Целесообразно развивать переработку указанной продукции традиционными методами, с сохранением нашей национальной специфики. То есть квашением, солением, мочением, производством кумпяков, «пальцем пиханных» и кровяных колбас, зельцев домашнего изготовления и так далее по исконно белорусским рецептам.

— Вам необходимо занять эту нишу на рынке, — заметил Президент, — потеснив в торговых объектах городов аналогичную продукцию импортного производства. Конечно, нужно отработать и вопросы фасовки, яркой и узнаваемой упаковки, бренда, рекламы и прочее. Считаю, что здесь, чтобы перестать быть в числе отстающих, развиваться и двигаться вперед, вам предстоит добавить не менее чем в два раза.

Нам необходимо развивать мощности, которых недостает в республике. В том числе и в кооперации с отечественными производителями пищевых продуктов. Финансовые ресурсы следует концентрировать только на перспективных конкурентоспособных производствах с проведением их модернизации и существенным увеличением объемов выручки, заработной платы и улучшением других экономических результатов.

Корм на зверофермах — импортный

8 лет назад перед Белкоопсоюзом была поставлена конкретная задача: обеспечить рост объемов экспорта. В первую очередь готовой продукции. Она до конца не выполнена.

Конечно, как положительный момент стоит отметить устойчивое положительное сальдо внешней торговли, складывающееся в последние годы. Вместе с тем по-прежнему в структуре экспорта преобладает сырье. На 60 процентов экспорт организаций потребкооперации обеспечивается за счет пушнины. Готовая продукция практически не экспортируется. Более того, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом снижена экспортная выручка по мясу — на 38 процентов, дикорастущим ягодам — на 15 процентов, грибам — на 44 процента.

— Поэтому в очередной раз требую пересмотреть свои подходы к организации экспорта, — сказал глава государства. — Это, прежде всего, касается поставок на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью — пушно-меховых изделий и переработанной дикорастущей продукции.

Вопрос повышения эффективности работы звероводческой отрасли вообще должен быть на особом контроле. Положительная динамика в развитии звероводства, конечно, имеется. Но не стоит забывать, что в ближайшие годы необходимо завершить все мероприятия по модернизации материально-технической базы зверохозяйств, обеспечить максимальные объемы производства шкурок высокого качества клеточных пушных зверей и пошива готовых изделий из меха для реализации на внутреннем рынке и на экспорт.

— К сожалению, в решении этой проблемы нет комплексного подхода, — отметил Президент. — До сих пор Минсельхозпродом не организовано производство мясных кормов для обеспечения зверохозяйств республики (продолжаем закупать по импорту). Концерном «Беллегпром» не созданы современные мощности по пошиву изделий из меха. Здесь требуется более принципиальная позиция и координация действий разных ведомств со стороны Совета Министров.

Акцент на белорусскую кухню

В общественном питании необходимо сделать упор на модернизацию кондитерских производств, на внедрение современных технологий приготовления пищи. Развивать объекты, имеющие наибольшую популярность у молодежи, специализирующиеся на приготовлении белорусской национальной кухни.

Учитывая значимость дорог Беларуси в международном сообщении, ее территориальную расположенность, вместе с другими организациями необходимо более активно позиционировать себя на трассах, создавая комплексные объекты придорожного сервиса с полным набором услуг (питание, гостиничные номера и прочее). Опять же с акцентом на блюда белорусской кухни.

Учимся считать деньги

До сих пор не удалось достичь эффективности работы, достаточной для обеспечения расширенного воспроизводства. Около 80 процентов организаций являются низкорентабельными. Более половины их не имеют собственных оборотных средств. Кроме того, 21 потребительское общество сработало с рентабельностью менее половины процента. А ведь при такой рентабельности не представляется возможным сохранить даже простое производство, не говоря уже о развитии предприятия.

— В этом направлении необходимо принимать комплексные меры, направленные на увеличение объемов деятельности, доходности и, самое главное, на снижение затратности ваших организаций, — заметил Президент, — особенно принимая в расчет, что 2013 год объявлен Годом бережливости.

Заработная плата в потребительской кооперации по-прежнему остается одной из самых низких в стране. За 2012 год она составила лишь 2,5 миллиона рублей, или 67 процентов от средней по республике. Необходимо обеспечить более существенный рост заработной платы и ее выравнивание с другими отраслями народного хозяйства. Чтобы этого добиться, нужно повышать эффективность деятельности за счет роста производительности труда.

Белкоопсоюзу следует продолжить работу по оптимизации организационной структуры, позволяющей минимизировать издержки обращения и выйти на по-настоящему рентабельную работу. Но оптимальная организационная структура не будет действовать автоматически. Она лишь создает предпосылки для эффективной деятельности. Поэтому от всех работников потребительской кооперации требуется высокий уровень организаторской работы, глубокое понимание возможностей и резервов, заложенных в формах хозяйствования. Соответственно, необходимо улучшить подготовку и переподготовку кадров.

Это народная организация

Потребкооперация обеспечивает значительную часть местных бюджетов, участвует в обустройстве села, создавая производственную и социальную инфраструктуру. В этой связи, с одной стороны, местная власть должна быть в курсе вопросов, решаемых потребкооперацией, и оказывать ей всяческое содействие. А с другой — более жестко контролировать положение дел в структурах этой сферы. И особенно — вопросы модернизации и обеспечения сельчан всем необходимым.

— Ведь забота о людях конкретного региона — первейшая обязанность руководителей местных органов государственного управления, — отметил Президент. — А уникальность и самобытность потребкооперации заключается в том, что она поистине является народной организацией. Она создана людьми и для людей. На всех этапах исторического развития главной своей задачей ставила заботу о человеке. Стремилась сделать его жизнь лучше, оказывая помощь в решении самых жизненно важных вопросов.

Это не просто высокие слова, а сущность той социальной миссии, которая вытекает из природы самой потребительской кооперации.

— Государство и дальше будет оказывать вам поддержку, — сказал Александр Лукашенко. — Но только под определенный результат. Мы не настолько богаты, чтобы оплачивать бесхозяйственность и бестолковость. Действуйте смелее, агрессивнее, опережайте коммерческие структуры своими инициативами. Обходите конкурентов более низкими ценами на товары и услуги и более высоким уровнем обслуживания. Уверен, что потребительская кооперация — это та созидательная сила, с помощью которой мы сможем решить многие задачи экономического и социального развития.

Как задействовать резервы

В каждом районном центре Беларуси в течение трех лет будет модернизирован или построен сетевой магазин площадью от 500 до 1 тыс. кв. м, заявил на собрании заместитель Премьер-министра Михаил Русый. Аналогичная работа будет проведена в агрогородках. Вице-премьер убежден, что для удержания позиций на рынке необходимо пересмотреть структуру товарооборота предприятий потребкооперации. Кроме того, он считает необходимым усовершенствовать оптовую торговлю в системе потребкооперации. По его словам, на заседании Правительства рассмотрен вопрос о создании единой оптовой сети потребкооперации. Именно через нее будут проходить все оптовые закупки импортных товаров.

Принято решение о том, что «Белпищепром», Минсельхозпрод и Белкоопсоюз в ближайшее время решат проблему производства наполнителей из плодоовощной продукции. В настоящее время 4,5 тыс. тонн таких наполнителей завозятся из-за пределов Беларуси. «На базе Городейского сахарного завода  к концу года будет смонтирована эта линия», — сказал Михаил Русый.

По словам заместителя Премьер-министра, в течение 2013 года будет завершено строительство зверохозяйственного комплекса в Гродненской области. Он также считает, что предприятиям Белкоопсоюза нужно активнее участвовать в пушных аукционах и производить изделия с высокой добавленной стоимостью. Белкоопсоюз в течение месяца заключает договоры на переработку кож с Витебским меховым комбинатом и итальянским инвестором, который работает в Беларуси. «Не 1100, а 2300 изделий мы должны продавать. До 15 тыс. оценивается емкость отечественного рынка шуб, мы должны как минимум половину этого рынка занимать», — подчеркнул Михаил Русый.

Белкоопсоюз планирует к концу 2015 года увеличить объемы закупок продукции у населения по сравнению с 2011 годом не менее чем в 1,5 раза. Об этом сообщил на собрании председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько.

Вместе с тем к работе заготовительной отрасли имеется ряд справедливых замечаний. «Не в полной мере используются резервы увеличения закупок от населения продукции с личных подворий и даров леса. Недостаточно уделяется внимания оказанию помощи в развитии личных подсобных хозяйств, обеспечению сельчан всем необходимым для ведения хозяйства. Не до конца решены вопросы по обеспечению сохранности заготавливаемой продукции. Имеющимся негативным фактам дана принципиальная оценка. За выявленные нарушения и упущения в работе к дисциплинарной ответственности привлечены свыше 600 человек», — сообщил Сергей Сидько.

Перед заготовительной отраслью стоит задача по увеличению объемов закупок, полному освоению излишков сельхозпродукции и сырья, в том числе за счет перехода на договорную форму производства продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, отметил он. Второе направление — стимулирование производства высококачественной сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах за счет продажи, товарного кредитования населения элитными семенами, саженцами, картофелем, а также минеральными удобрениями и средствами защиты растений, сельхозинвентарем. Третья задача — создание максимальных удобств населению для сдачи сельскохозяйственной и дикорастущей продукции за счет привлечения к этой работе в сезон не менее 1,5 тыс. внештатных разъездных заготовителей. Бюрократические препоны здесь устранены, добавил Сергей Сидько.

Гипермаркет районного масштаба

Существующая система в организациях потребкооперации является недостаточно эффективной. Ее нужно менять, чтобы цены в магазинах Белкоопсоюза были не выше, чем у конкурентов. Такое мнение высказал на собрании председатель Минского облисполкома Борис Батура.

Председатель Минского облисполкома также затронул тему распространения крупных торговых сетей в районах страны. По поводу строительства гипермаркетов в небольших населенных пунктах он сказал: «Что касается деревень, можешь ставить гипермаркет в районном центре, но весь район должен быть на его обслуживании. Только на таких условиях можно запускать другие торговые сети на село», — убежден Борис Батура.

Свое мнение о развитии организации потребкооперации в регионе высказал председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. Он обратил внимание на серьезные проблемы в отсутствии связи между предприятиями потребкооперации и промышленными предприятиями страны. Кроме того, по его мнению, слабо развита сеть общественного питания, недостаточным является взаимодействие потребкооперации со школами на селе. Вместе с тем Александр Косинец положительно отозвался о создании при Белкоопсоюзе холдинга по заготовке и переработке пушнины. По его словам, на Витебщине планируется создать 15 звероферм, и они будут с готовностью сотрудничать с холдингом.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter