Без мелиорации о хорошем урожае можно только мечтать

— Земли у нас тяжелые, глинистые. После обильных дождей на полях образуются излишки воды. Если ей своевременно не дать уйти, посевы вымокнут. Придется пересевать заново. А это, как известно, только убытки.

— Земли у нас тяжелые, глинистые. После обильных дождей на полях образуются излишки воды. Если ей своевременно не дать уйти, посевы вымокнут. Придется пересевать заново. А это, как известно, только убытки.
Вообще-то, такая житейская мудрость на Шарковщине была известна давно. Еще в тридцатые годы минувшего столетия при тогдашней хуторской системе каждый хозяин старался прокопать по периметру поля хоть небольшие канавки, чтобы увести в сторону лишнюю воду. Но по-настоящему мелиоративные работы развернулись здесь значительно позже. Осенью 1965 года в Миорском районе было создано специальное СМУ.  Кроме Миорского, оно обслуживало соседние Браславский и Шарковщинский районы. Спустя пять лет,  СМУ  переехало на Шарковщину и целенаправленно стало работать в этом регионе. Рассказывает директор нынешнего КУП «Шарковщинское предприятие мелиоративных систем» Анатолий Дикович:
— Самый пик работ пришелся на семидесятые годы. Был период, когда по осушению земель за год выполнялись два плана. То есть осваивались и сдавались в эксплуатацию в среднем три тысячи гектаров. Конечно, в то время мы достаточно имели техники, специалистов, финансовых средств.
Как-то не поворачивается язык сказать, что Бог обидел Шарковщину благодатными землями и щедрыми на дары лесами. Но, что есть, то есть. Шарковщинская земля не обладает такой высокой балльностью пашни, как многие районы Минской, Брестской или Гродненской областей. Здесь значительное количество территории занято болотами. Преобладают кустарники. В силу перечисленных обстоятельств, хлеборобам приходится приноравливаться к природно-климатическим условиям, не рассчитывая на одну лишь милость свыше.
В том же СПК «Доваторский» мне довелось увидеть специальный агрегат, напоминающий зуб, который используют для рыхления почвы. Есть еще для этого дела местное изобретение – несколько железнодорожных рельс, связанных вместе. Их прицепляют к трактору и таким образом «утюжат» поле, разбивая твердые, как камни, комья земли. Вспашка, дискование, планировка, прокатывание почвы – агромероприятия, которые приходится осуществлять прежде чем пустить сеялку.
Что касается непосредственно мелиоративной деятельности, то для иллюстрации приведу следующие цифры. Общая площадь земель Шарковщинского района составляет 118 тысяч гектаров. Из них лишь 69 тысяч относится к сельхозпредприятиям. Причем немногим более 65 процентов используется под пашню. Важно отметить, что свыше половины, из названного количества земель, способны давать неплохие урожаи, потому что в свое время они были мелиорированы.
Анатолий Семенович привел такой факт. Еще в советский период в тогдашнем колхозе «Путь Ленина» было осушено несколько гектаров пашни. Спустя некоторое время председатель неожиданно пригласил в хозяйство руководство района, включая первого секретаря райкома партии и мелиораторов.
— Мы, как исполнители работ, были немало удивлены и озадачены. Подобных приглашений в нашей практике обычно не случалось. Подумали даже, что не от добра  организуется такая встреча. Но вышло как раз наоборот. Нам показали два поля. На том, которое было осушено, пшеница стояла густой высокой стеной. Где никаких мелиоративных работ не проводилось – во многих местах урожай вымок и пришлось пересевать заново.
По словам заместителя председателя райисполкома Георгия Дубовского мелиоративное строительство на Шарковщине не прекращалось до 1990 года.
— Способом дренажа, — сказал Георгий Николаевич, —  в среднем осушалось 1,5 тысячи гектаров в год, осваивались новые земли. За тот период было проложено более 1250 километров открытой осушительной сети. Эта система постоянно обслуживалась для поддержания ее в хорошем состоянии. После развала Советского Союза ситуация изменилась. Заботам и нуждам мелиоративной отрасли стал уделяться минимум внимания. Естественно, ранее осушенные земли начали постепенно приходить в непригодность.
Такого положения вещей, безусловно, никто не отрицает. До некоторых пор о проблемах мелиорации, если и не забыли совсем, то старались их  не замечать. А если и вспоминали, то часто больше с позиции критики. Дескать, массовое осушение болот привело к нежелательным экологическим последствиям. Но то, что довелось увидеть на Шарковщине, как раз говорит об обратном. Именно за счет мелиорации в местных, далеко не лучших природно-климатических условиях удается выращивать неплохие урожаи. Например, в вышеупомянутом СПК «Доваторский» на мелиорированной площади зерновых  планируют взять в среднем сорок центнеров с гектара.
Истины ради надо сказать, что в последнее время кардинальным образом изменилось отношение к мелиоративной отрасли со стороны государства. На ее развитие закладываются средства в бюджете, а на законодательном уровне создается необходимая правовая база, необходимая для  перспективного развития мелиоративного строительства.
Что касается непосредственно Шарковщинского района, то в нынешнем году из бюджета было выделено 900 миллионов рублей. Из них 25 процентов на приобретение новой техники. Значительная часть денег была израсходована на приведение в рабочее состояние системы осушительных каналов – обкашивание, очистку их от ила, кустарника.
…Вместе с Анатолием Диковичем проехали по нескольким хозяйствам. Как человек знающий, он попутно объяснил, где и какие работы надо выполнить, чтоб не было подтопления, нормально работала мелиоративная система. Но главное, сказал Анатолий Семенович, сегодня для района важно сохранить в нормальном состоянии те земли, которые были осушены в 70—80-е годы, обеспечив тем самым базу для развития сельского хозяйства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter