Для Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого Национальной академии наук Беларуси прошлый год выдался насыщенным и плодотворным. А одна из разработок гомельских ученых вошла в топ-10 ежегодного престижного конкурса Национальной академии наук Беларуси. Цель этого конкурса — поощрение ученых за достижения в области фундаментальных и прикладных исследований. Ведь в дальнейшем от их результата зависят разработки новых технологических процессов, выпуск востребованной, конкурентоспособной продукции, развитие научных школ и направлений.
Заведующий сектором «Виброакустика материалов и узлов трения машин» отдела «Фрикционное материаловедение» кандидат технических наук Сергей Бухаров.
В топ-10 сотрудники ИММС номинируются с момента основания конкурса и ранее уже дважды становились лауреатами. В разработке, отмеченной наградой ныне, участвовали сотрудники института Андрей Григорьев, Владимир Сергиенко, Сергей Бухаров. А также их коллеги — ученый секретарь отделения физики, математики и информатики НАН Беларуси Ирина Филатова и заведующий лабораторией Физико-технического института Анна Анисович. Без взаимодействия и кооперации усилий достичь высоких результатов в современной науке практически невозможно.
Для обывателя название разработки звучит сложно — «Обнаружение эффекта аномального снижения динамической неустойчивости механических систем с трением при разработке фрикционных изделий нового поколения». За специфической формулировкой — актуальная проблема, решением которой занимается научное сообщество многих стран.
Фрикционные изделия применяются в условиях, где имеет место высокий коэффициент трения. В машиностроении это в основном трансмиссии, сцепления, тормозные механизмы, то есть важнейшие узлы, без которых невозможно представить эксплуатацию современных машин. Впрочем, разговор пойдет о явлении, сопровождающем их работу, — шуме. По санитарным и экологическим параметрам это вредный фактор, негативно воздействующий на человека, особенно в замкнутом помещении цехов промышленных предприятий, таких как, например, Белорусский металлургический завод, с которым у института налажено давнее партнерство.
— Во многом это сотрудничество и подсказало тему разработки, — рассказывает один из ее авторов Владимир Сергиенко. — На БМЗ используются сотни машин — источники колоссального шума. Мы начали искать пути и способы его снижения. Работа была направлена на установление механизмов генерации шума при трении твердых тел, а также на разработку методов и принципиально новой технологии создания композитов и изделий из них, обеспечивающих снижение шума в узлах трения. Путем исследований и многочисленных экспериментов поставленные задачи удалось решить.
Полученные результаты опубликованы в монографиях, вышедших в Беларуси, США, Китае, Швейцарии, и авторитетных международных научных журналах.
Практическая ценность разработки очевидна. Ведь количество техники постоянно растет. При этом требования экологической и санитарной безопасности по шуму ужесточаются. И чем ниже его уровень — тем выше конкурентоспособность изделия.
Интерес к разработке проявила одна из крупнейших в Китае автомобилестроительных компаний GEELY. Сейчас идет подготовка к сотрудничеству, которое обещает быть взаимовыгодным. Также заключены контракты с рядом российских компаний. Благо есть уже опыт работы в этой сфере. Институт является сертифицированным поставщиком бесшумных фрикционных элементов для самолетов Туполева.
— Исследования, связанные с качеством звука, — перспективное направление, — резюмирует директор института Андрей Григорьев. — Его развитие требует новых технологий, укрепления теоретической и материально-технической базы. При поддержке Национальной академии наук мы делаем немалые шаги в этом направлении. Научный поиск продолжается.
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ.
УНП 400084698
Без лишнего шума
Фото:
Иван ЯРИВАНОВИЧ