Без лишнего шума

Для Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого Национальной академии наук Беларуси прошлый год выдался насыщенным и плодотворным. А одна из разработок гомельских ученых вошла в топ-10 ежегодного престижного конкурса Национальной академии наук Беларуси. Цель этого конкурса — поощрение ученых за достижения в области фундаментальных и прикладных исследований. Ведь в дальнейшем от их результата зависят разработки новых технологических процессов, выпуск востребованной, конкурентоспособной продукции, развитие научных школ и направлений. 

Заведующий сектором «Виброакустика материалов и узлов трения машин» отдела «Фрикционное материаловедение» кандидат технических наук Сергей Бухаров.

В топ-10 сотрудники ­ИММС номинируются с момента основания конкурса и ранее уже дважды становились лауреатами. В разработке, отмеченной наградой ныне, участвовали сотрудники института Андрей Григорьев, Владимир Сергиенко, Сергей Бухаров. А также их коллеги — ученый секретарь отделения физики, математики и информатики НАН Беларуси Ирина Филатова и заведующий лабораторией Физико-технического института Анна Анисович. Без взаимодействия и кооперации усилий достичь высоких результатов в современной науке практически невозможно.

Для обывателя название разработки звучит сложно — «Обнаружение эффекта аномального снижения динамической неустойчивости механических систем с трением при разработке фрикционных изделий нового поколения». За специфической формулировкой — актуальная проблема, решением которой занимается научное сообщество многих стран.


Фрикционные изделия применяются в условиях, где имеет место высокий коэффициент трения. В машиностроении это в основном трансмиссии, сцепления, тормозные механизмы, то есть важнейшие узлы, без которых невозможно представить эксплуатацию современных машин. Впрочем, разговор пойдет о явлении, сопровождающем их работу, — шуме. По санитарным и экологическим параметрам это вредный фактор, негативно воздействующий на человека, особенно в замкнутом помещении цехов промышленных предприятий, таких как, например, Белорусский металлургический завод, с которым у института налажено давнее партнерство. 

— Во многом это сотрудничество и подсказало тему разработки, — рассказывает один из ее авторов Владимир Сергиенко. — На БМЗ используются сотни машин — источники колоссального шума. Мы начали искать пути и способы его снижения. Работа была направлена на установление механизмов генерации шума при трении твердых тел, а также на разработку методов и принципиально новой технологии создания композитов и изделий из них, обеспечивающих снижение шума в узлах трения. Путем исследований и многочисленных экспериментов поставленные задачи удалось решить. 


Полученные результаты опубликованы в монографиях, вышедших в Беларуси, США, Китае, Швейцарии, и авторитетных международных научных журналах. 

Практическая ценность разработки очевидна. Ведь количество техники постоянно растет. При этом требования экологической и санитарной безопасности по шуму ужесточаются. И чем ниже его уровень — тем выше конкурентоспособность изделия. 


Интерес к разработке проявила одна из крупнейших в Китае автомобилестроительных компаний GEELY. Сейчас идет подготовка к сотрудничеству, которое обещает быть взаимовыгодным. Также заключены контракты с рядом российских компаний. Благо есть уже опыт работы в этой сфере. Институт является сертифицированным поставщиком бесшумных фрикционных элементов для самолетов Туполева. 

— Исследования, связанные с качеством звука, — перспективное направление, — резюмирует директор института Андрей Григорьев. — Его развитие требует новых технологий, укрепления теоретической и материально-технической базы. При поддержке Национальной академии наук мы делаем немалые шаги в этом направлении. Научный поиск продолжается. 

Руслан ­ПРОЛЕСКОВСКИЙ.

УНП 400084698
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter