Даже успешные брестские фермеры не хотят брать крупные животноводческие объекты

Без лакомых кусочков

БОЛЬШИНСТВО фермерских хозяйств в Лунинецком районе довольно успешные. К примеру, Владимир Новицкий так поднаторел на моркови, что конкурирует с известными зарубежными производителями, тысячи тонн продукции отправляет на экспорт. Фермерское хозяйство Черкасов специализируется на картофеле, зерновых,  свекле, саженцах лекарственных и плодово-ягодных растений. И тоже преуспевает. Но его глава Эдуард Черкас отмечает, что на 360 гектарах, которые занимает хозяйство, развернуться чрезвычайно сложно: 

 Эдуард ЧЕРКАС на свекольном поле.

— Главная проблема — севооборот. У нас не хватает земли, чтобы соблюдать все технологические требования. Техники достаточно, чтобы обрабатывать как минимум тысячу гектаров, то есть втрое большую площадь, чем имеем. Только тракторов «Беларус» разных модификаций 15 единиц, есть картофелеуборочный комбайн, машины для обработки почвы, сева культур, грузовые автомобили.

ЭДУАРД Черкас очень надеется, что землю удастся получить. По крайней мере, первый заместитель председателя Брестского облисполкома Николай Токарь недавно сказал, что часть земель проблемных хозяйств Лунинецкого района могут передать фермерам. Для Черкаса это было бы неплохое решение — тогда можно специализироваться не только на растениеводстве, но и построить небольшую ферму, заняться производством молока и мяса. Ведь в последнее время с реализацией тех же овощей возникают проблемы. Их выращивают многие. А картофеля, который продавали в основном в Россию, теперь там и своего достаточно. Молоко в этом смысле гораздо выгоднее. 

— Зачем же строить ферму, если можно взять хозяйство целиком и навести порядок на уже имеющихся животноводческих объектах, как делают это в сельхозпредприятиях, берущих под крыло проблемных соседей? — задаю вопрос собеседнику. 

— Думаю, не слишком правильно сравнивать базу тех организаций и небольшого фермерского хозяйства. Сельхозкооператив с многомиллионными долгами меня в два счета положит на лопатки. Для переоборудования ферм потребуются колоссальные деньги, для производства молока и мяса — кормовая база. Да и кадровый вопрос придется решать кардинально. А откуда все брать?

Фермерское хозяйство Черкасов — бизнес в первую очередь семейный. Помощь Эдуарду оказывает супруга Наталья, ее брат Василий. Всего же в коллективе трудится около 15 человек. Каждый  — универсальный специалист, умеющий работать на любой технике. Если заняться животноводством, людей наверняка понадобится еще больше. Постепенно, когда первая ферма окупит вложенные в нее затраты, можно будет увеличить поголовье, строить новые животноводческие помещения. И только потом — создать крупное сельхозпредприятие с широкой специализацией. Есть у Эдуарда Черкаса и интересные проекты, связанные с агроэкотуризмом. Правда, для их воплощения в реальность тоже нужна земля. 

НАСЛЫШАН о реформировании проблемных сельхозорганизаций и Григорий Богдан — глава фермерского хозяйства «Григорий и сыновья» из деревни Бродница. Он занимается растениеводством и для выращивания, уборки и хранения овощей приобрел целую линейку высокопроизводительных агрегатов. Их достаточно, чтобы обрабатывать дополнительные площади, получать больше урожая, хранить его в помещениях с микроклиматом и реализовывать в зависимости от конъюнктуры рынка. 

— Наши земли расположены на границе Лунинецкого и Солигорского районов, — рассказывает фермер. — В общей сложности около 500 гектаров, которые разделяет мелиоративный канал. Возделываем морковь, зерновые, картофель. Технологии отработаны, поэтому урожай получаем неплохой. Для нормального севооборота нужно еще около 150—200 гектаров. Несколько лет назад мы достаточно выгодно решили для себя эту проблему, обменявшись землями с КУП «Межлесское». На их поле посадили картофель, а им отдали зерновые на корню. 

— И что, такая «рокировка» оказалась выгодной? 

— Вполне. На свежих землях картофель дал щедрый урожай. Реализовали клубни с хорошей прибылью. Поэтому с лихвой окупили затраты на обработку почвы, внесение удобрений и сев зерновых. 

— А вопросов с уборкой не возникало? Помню, как в СПК «Озерница» после такого обмена пару десятков гектаров овса остались неубранными, пришлось срочно вмешаться «Сельской газете»… 

— Я тоже помню эту историю. Кстати, после нее подобную практику у нас прекратили, хотя, на мой взгляд, это был нормальный вариант. 

Григорий Богдан готов обмениваться землей или получить дополнительные площади, но брать под крыло целое хозяйство не хочет. И не потому, что не потянет. Просто в растениеводстве у него серьезные наработки, а в производстве молока и мяса все придется начинать с нуля — наводить порядок, строить и реконструировать коровники, завозить племенной скот, создавать прочную кормовую базу. Отдача придет как минимум через несколько лет, а за такой период на рынке многое может измениться. Уж лучше, по мнению Григория Богдана, делать ставку на традиционную для хозяйства растениеводческую отрасль. Морковь, картофель и другие культуры приносят стабильный доход. 

На взгляд опытного фермера, в ближайшее время нужно по новейшим технологиям наладить доработку овощной продукции — сортировать, мыть, фасовать. Затем организовать переработку. Со временем можно заняться и животноводством, правда, не в больших объемах, а насколько позволит собственная кормовая база. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СПК «Вульковский рассвет» Владимира Соца, возглавляющего агропромышленный союз Лунинецкого района, не удивляет, что фермеры не горят желанием возглавлять проблемные хозяйства: 

— Чем меньше предприятие, тем легче в нем навести порядок. Фермеры производят в первую очередь то, что им выгодно, несут меньшую социальную нагрузку. Нетрудно представить, что случится, если дать им в нагрузку старые фермы, нуждающиеся в реконструкции производственные помещения и массу других повседневных забот. Не каждый сдюжит тащить такую поклажу. А земля… От лишней сотни гектаров никто не откажется, чтобы извлечь из них дополнительную прибыль. 

К идее передачи земли проблемных хозяйств фермерам в «Вульковском рассвете» относятся настороженно. В сельхозкооперативе научились эффективно использовать каждый гектар, хозспособом реконструируют фермы, наращивают производство молока и мяса. В районе это одно из самых успешных сельхозпредприятий, и здесь привыкли получать эффект от тесного взаимодействия всех отраслей, работающих на общий результат. В организациях, которые едва сводят концы с концами, такая практика особенно актуальна, убежден Владимир Соц. Но ни в коем случае нельзя делить их на части, отдавать новым хозяевам только лакомые куски. Так проблему наверняка не решишь. 

Кстати, несколько лет назад в Брестском районе руководителю успешного частного предприятия передали птицефабрику, столкнувшуюся с финансовыми трудностями. Поначалу дела здесь пошли на лад. Новый хозяин стал наводить порядок, модернизировать производство, оптимизировать кадры. Но когда спустя несколько месяцев его упрекнули в том, что эффекта от перемен не видно, и начали указывать сверху, как вести дела, он при первой возможности написал заявление об уходе. Сейчас на фабрике антикризисный управляющий, а выход из тупика так и не найден. 

Что интересно, количество фермерских хозяйств на Брестчине с каждым годом увеличивается — сейчас их более 560. Растет и общая площадь сельхозугодий, которую они занимают. В 2010 году она составляла 16,5 тысячи гектаров, в 2015-м — уже 25 тысяч гектаров. Почти все фермеры занимаются растениеводством. Семнадцать из них в свое время сами возглавляли сельхозпредприятия, а ушли в свой бизнес, к слову, весьма прибыльный. Есть и те, кто после фермерства занял председательскую должность в коллективном хозяйстве. Правда, таких единицы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Брестского облисполкома Анатолий Лис соглашается с тем, что в регионе практически нет фермеров, желающих приобрести сельхозпредприятия: 

— В основном хотят взять землю для того, чтобы выращивать овощи и ягоды, разводить сады. Однако надо помнить и о проблемах животноводства. Если хозяйства будут отдавать землю фермерам, кто тогда будет обслуживать фермы? Облисполкомом и райисполкомами прорабатываются различные варианты выхода из сложившейся ситуации в проблемных сельхозпредприятиях. Это не обязательно их объединение с более крепкими организациями. Хотя такая практика есть. Только за последние 5 лет реорганизовано путем присоединения 38 сельскохозяйственных организаций. Один из вариантов – совместная деятельность на условиях взаимовыгодного сотрудничества с фермерскими хозяйствами. Такой вопрос прорабатываем по Лунинецкому району. Есть примеры, когда фермеры идут в животноводство, как в Ляховичском районе. 

В общем, интересных идей по реформированию проблемных хозяйств на Брестчине немало. Дело только за воплощением их в реальность. Здесь не всегда все получается так гладко, как в планах на бумаге. 

kurec.a@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter