Без контроля - значит, без будущего

Пожалуй, один из немногих стратегических запасов Беларуси, которого у нас пока в достатке, - природные ресурсы страны.
Пожалуй, один из немногих стратегических запасов Беларуси, которого у нас пока в достатке, - природные ресурсы страны. Их даже приумножать не обязательно - достаточно лишь сохранить то, что имеется. А вот с этим у нас проблемы: механизм охраны природного достояния пока не отлажен. Если ситуация не изменится, богатством животного и растительного мира Беларуси сможет наслаждаться лишь ныне живущее, но отнюдь не будущие поколения.

У семи нянек...

Сегодня основной государственный контроль в природоохранной сфере возложен на департамент охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных, существующий в структуре Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Задач у этого департамента множество: регулирование промышленного и любительского рыболовства, охрана охотничьих видов животных, контроль за использованием ресурсов рыб и водных беспозвоночных, за состоянием поверхностных вод и соблюдением норм экологической безопасности, профилактика правонарушений через СМИ... По сути, департамент должен следить также за сохранением растительного мира, пресекать варварский сбор грибов и ягод, контролировать вырубку лесов и состояние пахотных земель... Столь же многообразен и набор законодательных актов, которыми руководствуются природоохранители: тут Лесной и Водный кодексы, кодексы о недрах и о земле, об административных правонарушениях, почти десяток различных законов и несколько десятков нормативных актов...

Кроме указанного департамента, дело охраны природных ресурсов распределено еще по множеству структур - от МВД до природоохранных общественных объединений, от министерств экономики и здравоохранения до Комитета лесного хозяйства, комитетов по гидрометеорологии и земельным ресурсам...

А каков итог столь внушительной системы правового регулирования? Чем на практике оборачивается великое число ведомств, ответственных за охрану животного и растительного мира?

Тут придется с сожалением констатировать, что в деле охраны природы мы с обидным постоянством наступаем на одни и те же грабли: казалось бы, число контролеров способно превысить количество контролируемых объектов и ресурсов, однако в то же время обилие "природных" хозяев, как всегда, рискует обернуться обычной бесхозяйственностью.

Доказать это несложно.

Электрошок... для инспектора?

Департамент охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных был образован в 2001 году на базе Комитета рыбоохраны при Минприроды. По статусу, кадровым и материально-техническим возможностям это ведомство вряд ли способно в одиночку справиться с целым сонмом возложенных на него задач. Поэтому сотрудники департамента сосредоточились в основном на инспекционной деятельности по своей, так сказать, привычной специализации - рыбоохране. Из 23 тысяч нарушений природоохранного законодательства, выявленных ими за 11 месяцев уходящего года, более 20 тысяч составляли нарушения Правил рыболовства. 1.758 выявленных нарушений природоохранного законодательства связаны с загрязнением водоемов неочищенными стоками. Нарушения Правил охоты составили лишь 758 случаев. Можно ли при такой статистике утверждать, что департамент в главной степени уделяет внимание двум основным задачам - охране рыбных ресурсов и животного мира?

Охранять охотничьи виды животных, казалось бы, должны егерские службы охотничьих хозяйств, которых в республике около трехсот. Но они принадлежат 14 различным государственным ведомствам, кооперативным и общественным объединениям. Многие из этих организаций сами с трудом сводят концы с концами - до охраны ли им животного мира? Вот и получается, что при ныне существующей системе ведения охотничьего хозяйства малочисленные, разрозненные егерские службы, принадлежащие различным ведомствам, просто не в состоянии эффективно противостоять армии современных браконьеров - хорошо вооруженных, оснащенных отличным транспортом и надежной связью. О реальной защите растительного мира речи пока вообще не идет - редкий случай штрафных санкций, например, за незаконный способ сбора даров леса может обнаружиться лишь в милицейских сводках.

Кстати, о штрафах. Браконьеры и прочие нарушители природоохранного законодательства теперь не особо боятся наказаний. Практика деятельности инспекторов в 2002 году показала, что Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" сыграл отнюдь не в пользу охраны природы. В соответствии с этим законом основная часть протоколов, составляемых государственными инспекторами департамента, должна передаваться на рассмотрение в суды. Однако в результате рассмотрения подобных дел судами действия браконьеров не всегда получают адекватную оценку. К примеру, в марте 2002 года сотрудники департамента изъяли у браконьера целый агрегат для незаконной ловли рыбы, известный как "электроудочка" - подсачек с проводами, преобразователи и электроаккумулятор. Рассмотрев дело, Дрогичинский райсуд подверг нарушителя штрафу в 56 тысяч рублей - внимание! - без конфискации орудий лова (!).

Еще более дикий случай произошел в Сморгонском районе, где инспектора рыбоохраны изъяли аналогичную запрещенную снасть. Браконьеры, жители Минска, будучи доставленными в милицию, объяснили, что данное приспособление (подсачек с проводами и 30-килограммовым аккумулятором) является обычным... "электрошокером", предназначенным для личной самозащиты. И, что самое удивительное, милиционеры им поверили! Начальник РОВД не усмотрел наказуемых деяний в деятельности браконьеров и распорядился... возвратить владельцам запрещенные орудия лова. И подобные случаи вовсе не единичны.

А выход где?

Как видим, при всей многочисленности ответственных за сохранение природных ресурсов всерьез их охраной занимается лишь департамент при Минприроды. Все-таки 23 тысячи выявленных за 11 месяцев нарушений - это весьма неплохой результат для республиканской организации численностью 272 человека. Однако, как уже говорилось, по причине слабого правового обеспечения, в силу нехватки людей и средств департамент вынужден концентрировать усилия лишь на одном из направлений своей работы.

- В случае повышения юридического статуса и хотя бы мало-мальского улучшения технического снабжения нашей службы, - говорит директор департамента Иван Коростик, - мы могли бы вдвое увеличить эффективность природоохранной деятельности. Но пока речи об этом не идет, хотя департамент и лихорадят время от времени слухи об очередной реорганизации...

В самом деле, за последние 10 лет эта служба реорганизовывалась трижды. Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и охотничьих видов животных при Совете Министров, созданное в 1992 году, спустя 5 лет было преобразовано в Комитет рыбоохраны и охотничьих видов животных при Министерстве природных ресурсов, чтобы еще через 4 года превратиться в существующий ныне департамент. Очередная реорганизация такого же рода без серьезного изменения роли департамента в структуре природоохранительных органов уже не способна привнести в его деятельность ничего нового, кроме названия. Поэтому выход, как мне кажется, лишь в коренном преобразовании этой службы. Возможно ли оно?

Вполне. Преобразования могут стать предметом внимания, проявленного к проблемам природоохранной деятельности Главой государства. Еще в начале августа 2002 года Президент дал поручение государственному секретариату Совета безопасности и правительству Беларуси разработать проект законодательного акта, направленного на усиление контроля за охраной окружающей среды. По имеющейся информации, в рамках исполнения этого поручения сегодня уже разработаны проекты документов об усилении ответственности за нарушения природоохранного законодательства. Среди них - и проект указа о создании государственной инспекции при Президенте, которая призвана осуществлять государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.

Что это значит?

Кроме очевидного повышения статуса природоохранной инспекции, эта реформа способна принести и другие, не менее важные плоды. Во-первых, удастся преодолеть такой тормозящий фактор, как разрозненность усилий по охране природных ресурсов. Судя по проекту, государственная инспекция сумеет объединить функции охраны природного мира Беларуси во всем его многообразии. Ее задачами будет государственный контроль не только за рыбными ресурсами или рыболовными угодьями, но и за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях.

Упрощенно говоря, в белорусских лесах и на озерах появятся люди, призванные следить не за отдельными элементами природных богатств, а за всем комплексом этих ресурсов.

Немаловажно и то, что проект предполагает учесть бесценный опыт Министерства природных ресурсов, наработанный за последние годы. Планируется, что государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте будет образована именно на базе нынешнего департамента охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных. Что ж, разумное предложение, способное сэкономить немало государственных средств при решении насущной проблемы, которая, будь она оставлена без внимания сегодня, может слишком дорого обойтись нашим потомкам завтра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter