Без кола и без двора — с миллионами долгов?

Не всех неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги пугает даже перспектива выселения из собственного жилья

Не всех неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги пугает даже перспектива выселения из собственного жилья

Семью Высоких (фамилия изменена) в Сморгони знают многие. Родители маленького Жени со скандалом развелись, после чего мать семейства стала пить горькую. Папа уехал в неизвестном направлении, по слухам, на заработки. Казалось, за Женю переживали только учителя, которым было не все равно, когда в прошлом почти отличник скатился на двойки, да и внешний вид ребенка сильно изменился. Однако внимание на семью обратили не только они: коммунальным службам также пришлось познакомиться с мамой Жени, на лицевом счету которой месяц за месяцем увеличивался долг за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Пару лет назад женщина умерла. Тогда же вернулся и отец семейства. Но долг на счету остался.Как найти управу на злостных неплательщиков и тех, кто по каким-либо обстоятельствам остается в долгу перед государством?

Серьезные меры

В Сморгонском районе Гродненской области неплательщиков знают буквально по фамилиям: здесь живет чуть больше 55 тысяч человек. Общее количество лицевых счетов — 19 914, из них просроченных — 467, всего 2,3 процента. Просроченная задолженность на первое сентября этого года составляет 108,6 миллиона рублей, или 7,2 процента. Еще в начале года просроченных лицевых счетов было 720, то есть на 253 больше. Из-за чего их количество так сократилось?

Думается, причиной тому стало вступление в силу нового Жилищного кодекса, согласно которому злостных неплательщиков (тех, кто задолжал более чем за шесть месяцев) могут лишить не только воды, света и других благ цивилизации, но и самого жилья.

В статье 155 нового Жилищного кодекса указано, что собственника жилого помещения, имеющего без уважительных причин шестимесячную задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги, либо собственника, трижды за год нарушившего правила пользования жилым помещением, местный исполнительный и распорядительный орган обязан предупредить в письменной форме о необходимости погасить задолженность либо устранить разрушения жилого помещения. И это только первый шаг на пути к пробуждению совести неплательщика. Если в течение месяца задолженность не погашается и ремонт не проводится, местные власти вправе подать на должника иск в суд о понуждении к отчуждению жилого помещения. Если суд удовлетворяет запрос истца, собственнику дается год на выполнение решения суда. И здесь есть два варианта: если неплательщик выплачивает всю сумму задолженности, судебное дело закрывают. Если нет, местный исполнительный и распорядительный орган вновь подает в суд иск о принудительной продаже жилья.  В таком случае собственнику в течение двух месяцев предоставляют другое жилое помещение, меньшее по площади или уступающее предыдущему по своим потребительским качествам.

Как об стену горох

— Эта мера работает не всегда, — рассказывают специалисты Сморгонского расчетно-информационного центра. — В нашем городе живет семья Короленко (фамилия изменена). Семья абсолютно нормальная, благополучная. Но оказалась в тяжелой материальной ситуации. Долг на лицевом счету рос до тех пор, пока их не выселили в меньшую квартиру, а суммой, вырученной от продажи квартиры, погасили задолженность. Теперь Короленко живут пусть и в меньшей квартире, но, во всяком случае, без долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

А другая семья — Ванедовых, наоборот, морали не поняла. В квартире на улице Совет-ской была прописана нигде не работающая женщина с ребенком. По словам специалистов, денег ей хватало только на выпивку: на оплату коммуналки не оставалось. Не так давно решением суда Ванедовых переселили в другую квартиру, но история продолжилась. Долг на лицевом счету растет, а женщину найти не могут не только коммунальники, но и родственники.

Тысяча и одно предупреждение

Однако выселение — крайняя мера, которой предшествует долгая работа специалистов с должниками.

— В счет-квитанции начисляется и отражается пеня по лицевым счетам собственников и нанимателей, допустивших несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, — рассказывает о принимаемых мерах начальник Сморгонского РИЦ Людмила Счастная. — Каждый месяц мы рассылаем заказные письма с уведомлениями и предупреждениями: с начала этого года было отправлено 284 таких предупреждения, и только в августе — 28.

Кроме того, мастерам участков ЖЭСов ежемесячно доводят утвержденное задание на приостановление коммунальных услуг тем, кто просрочил их оплату более чем на два расчетных периода. Всего в этом году без воды и света в районе остались девятнадцать квартир. Но и эта мера не действует: все те же девятнадцать хозяев до сих пор числятся в должниках. Неплательщикам даже напоминают о задолженности по телефону, а иногда и посещают их на дому.

— Злостных неплательщиков стараемся мотивировать, — продолжает Людмила Николаевна. — Если они погашают основную задолженность, с них списывается пеня. Например, в этом году решением Сморгонского райисполкома по согласованию с Гродненским областным управлением ЖКХ двум неплательщикам списали пеню в размере 5 250 697 рублей после того как они погасили основной долг в сумме 5 884 280 рублей.

Времени на раздумье достаточно

Как рассказали нам в бухгалтерии Минжилкомхоза, самый большой процент должников за жилищно-коммунальные услуги наблюдается в Гомельской и Минской областях, где таких людей 30,1 тысячи, или 5,9 процента, и 27,2 тысячи, или 7,4 процента соответственно.

Так как еще бороться с теми, кто считает, что свет, вода, газ и другие прелести быта должны предоставляться бесплатно? Специалисты, непосредственно встречающиеся с неплательщиками, в один голос говорят: работать с ними сложно. Мало тех, кто не оплачивает коммуналку вовремя из-за трудных жизненных обстоятельств, называемых в законодательстве уважительными причинами. Ведь в самом деле, большинство неплательщиков — пьющие граждане, зачастую неработающие. Конечно, до выселения из квартир доходит далеко не всегда: некоторые должники намеренно прописывают на своих “квадратах” несовершеннолетних детей, что затрудняет процедуру. И сумма задолженности при вынесении решения о выселении не важна: важно количество месяцев, которые просрочил собственник жилья. А до непосредственного переселения, утверждают специалисты, собственникам квартир дают немало времени на то, чтобы найти деньги. Неужели года мало, чтобы погасить хотя бы основную часть долга?

Что стало с нашими героями, с истории которых начинался материал? Семью Высоких из квартиры не выселят. Вернувшийся отец постепенно погашает долг, от которого осталось чуть больше 800 тысяч рублей. А повзрослевший Женя  работает с отцом в Минске и помогает ему в этом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter