Без клейма “загрязненный”

Спустя двадцать семь лет после чернобыльской катастрофы назрела необходимость выработки научной и правовой базы для вывода территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из послеаварийной ситуации

Спустя двадцать семь лет после чернобыльской катастрофы назрела необходимость выработки научной и правовой базы для вывода территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из послеаварийной ситуации

Николай Цыбулько – заместитель начальника департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук: 

– Чернобыльская катастрофа оказала негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности пострадавших территорий Беларуси. Нанесенный совокупный экономический ущерб оценивается в 235 миллиардов долларов. Однако данная оценка является неполной и не окончательной, поскольку чрезвычайно сложно и даже невозможно учесть все косвенные потери – здоровья людей, работоспособности, дохода нынешних и последующих поколений. Нагрузка на экономику, вызванная аварией и масштабными объемами ликвидационных и защитных мероприятий, и в настоящее время остается одним из самых тяжелых и главных последствий аварии.

Вся практическая работа по решению чернобыльских проблем в Беларуси осуществляется через реализацию мероприятий  государственных программ, финансируемых из республиканского бюджета. После первого, наиболее “острого” периода в основу преодоления последствий аварии был положен длительный процесс реабилитации. На эти цели из государственного бюджета до 2011 года было выделено 19,4 миллиарда долларов.

За прошедший после катастрофы 27-летний период нам удалось завершить переселение жителей с территорий, на которых проживание невозможно. В трех областях – Гомельской, Могилевской и Брестской – отселено 137,7 тысячи человек из 471 населенного пункта.

В стране много сделано для улучшения условий проживания пострадавшего населения: осуществлено благоустройство населенных пунктов, проведена дезактивация мест массового пребывания граждан, возводятся жилые дома и объекты социального и бытового назначения и тому подобное. Сегодня мы также имеем развитую систему медицинской и социальной защиты граждан, состоявшиеся научные школы, производство радиометрического оборудования, надежно функционирующую систему радиационного контроля, программы защитных мероприятий в сельском и лесном хозяйстве. Отмечу, что только благодаря ограничению производства продукции и потребления продуктов питания со сверхнормативным содержанием радионуклидов величина накопленной дозы облучения пострадавшими гражданами Беларуси за 1986–2005 годы составила, по оценкам профессора Якова Кенигсберга, 24 тысячи человеко-зиверт вместо прогнозируемой величины 176 тысяч человеко-зиверт, то есть меньше в семь раз.

За период, прошедший после чернобыльской катастрофы, природные процессы радиоактивного распада цезия-137 и стронция-90 внесли существенные коррективы в структуру распределения их на территории Беларуси, сократилась площадь загрязненной территории в целом примерно в 1,6 раза, а также площади загрязненных сельскохозяйственных земель и лесного фонда. На текущий момент из 2402 населенных пунктов, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, только в 193 (восемь процентов от общего их количества) средняя годовая эффективная доза облучения населения равна или превышает законодательно установленный дозовый предел – 1 мЗв.

Производимые на территории радиоактивного загрязнения сельскохозяйственная продукция и продукты питания практически полностью отвечают нормативам по содержанию радионуклидов. Например, в 2006–2012 годах 99,6 процента объема молока как основного дозообразующего продукта, произведенного сельскохозяйственными организациями и в частном секторе на территории радиоактивного загрязнения, по содержанию цезия-137 соответствовало специализированным продуктам детского питания в готовом для потребления виде (< 37 Бк/л).

В Беларуси в основу государственной политики по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на перспективу заложен переход от послеаварийных реабилитационных мероприятий к развитию социального и экономического потенциала пострадавших регионов с поддержанием на необходимом уровне системы радиационной защиты населения. Ныне действующей Государственной программой на эти цели  в 2011–2015 годах предусмотрено выделение 3,6 триллиона рублей, или более 40 процентов средств, выделенных на ее реализацию.

И только около 14 процентов – на мероприятия по радиационной защите. Для сравнения, в предыдущей программе на капитальные вложения в пострадавшие районы выделялось всего 13–14 процентов средств.

Наиважнейшим ориентиром в развитии пострадавших регионов, конечно, являются проживающие там люди. Поэтому их медицинское и социальное обеспечение остается приоритетным. В Беларуси ежегодно бесплатную специальную диспансеризацию проходит практически сто процентов пострадавшего населения, а это около 1,4 миллиона человек, в обязательном порядке – дети. В связи с этим в будущей Союзной программе важно предусмотреть ряд направлений, касающихся  медицины. Первое: дать прогноз медицинских последствий чернобыльской катастрофы (радиационных рисков) для граждан России и Беларуси на основе комплексного статистического и радиационно-эпидемиологического анализа накопленных данных Единого регистра. Второе: выработать единые критерии и методические подходы определения причинной связи и перечня заболеваний (инвалидности), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Третье: разработать современные лечебные и диагностические стандарты (протоколы) оказания специализированной медицинской помощи жителям загрязненных радионуклидами территорий России и Беларуси. Требуется также оснащение современным оборудованием мед-учреждений областного и особенно районного уровней.

Сейчас на территории радиоактивного загрязнения проживает  порядка 217 тысяч детей. Одна из важнейших составляющих сохранения и укрепления их здоровья – санаторно-курортное лечение и оздоровление. Для этого в Беларуси созданы детские реабилитационно-оздоровительные центры. Однако обеспечение современных санитарно-гигиенических требований реабилитации и оздоровления детей требует модернизации инфраструктуры и технического переоснащения этих центров.

В числе приоритетов должно оставаться и создание на пострадавших территориях более привлекательных условий для жизни людей. Здесь имеется целый ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы. Среди них – газификация населенных пунктов, обеспечение качественной питьевой водой, благоустройство. Ну и, конечно, развитие экономики пострадавших регионов.

В рамках нынешней Государственной программы в Беларуси в наиболее пострадавших районах осуществляется реализация 66 специальных инновационных проектов, направленных на внедрение современных технологий производства и переработки продукции; модернизацию и техническое переоснащение существующих производств; создание новых производств для переработки природно-сырьевых ресурсов. Реализация этих проектов поспособствует реальному экономическому развитию по-страдавших районов, созданию там дополнительных рабочих мест, повысит уровень доходов и жизни людей.

На территории радиоактивного загрязнения функционирует 430 сельхозорганизаций. Ежегодно на защитные меры в этом секторе выделяются значительные финансовые ресурсы. Например, в прошлом году на эти цели было направлено 320 миллиардов рублей, или в 37,6 миллиона долларов (около 40 долларов на 1 гектар). В сельскохозяйственных организациях, где контрмеры не позволили получить нормативно чистую продукцию при условии сохранения существующей специализации, с 2002 по 2010 год осуществлена их переспециализация.

Радиационному контролю подлежит вся продукция, производимая на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Работает около восьмисот подразделений радиационного контроля, которые ежегодно анализируют до 11 миллионов проб на содержание цезия-137 и около 18 тысяч – на содержание стронция-90. Действующая система контроля позволяет исключить возможность реализации продукции с превышением содержания допустимого уровня радионуклидов.

В то же время в связи с улучшением радиационной обстановки назрела необходимость оптимизации как защитных мероприятий, так и системы контроля продукции, особенно  в части ее объемов. Для этого необходимо совместно подготовить методологию оценки эффективности защитных мероприятий и на ее основе определить экономическую целесообразность их применения с учетом современной радиационной обстановки. Необходимо также  разработать и внедрить в сельскохозяйственное производство новые средства и технологии, обеспечивающие получение продукции растениеводства и животноводства с минимальным содержанием радионуклидов и снижение ресурсных затрат на ее производство; сформировать единый перечень пищевых продуктов, подлежащих радиационному контролю, и нормативы содержания цезия-137 и стронция-90 в сельскохозяйственном сырье, кормах и продукции леса; разработать рекомендации по оптимизации контроля радиоактивного загрязнения продуктов питания, сельскохозяйственной и лесной продукции.

Основное внимание необходимо сконцентрировать на тех населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения населения равна или превышает законодательно установленный дозовый предел.
Отселенные территории Беларуси и России представляют собой сегодня обширный регион, определенный как “зона отселения”. На этих территориях проводятся охранно-режимные мероприятия, ликвидация бывших населенных пунктов и объектов. С целью дальнейшего эффективного использования этих территорий надо разработать долговременную стратегию их функционирования, проведя радиологическое обследование выведенных из оборота земель для обоснования их последующего возврата в хозяйственное пользование, если это возможно в соответствии с законодательством.

То есть спустя двадцать семь лет после катастрофы назрела необходимость выработки научной, нормативной правовой базы для вывода территорий радиоактивного загрязнения из послеаварийной ситуации. Как принято говорить, перехода от ситуации аварийного к ситуации существующего облучения. Это позволит снять с огромных территорий клеймо пострадавшего или загрязненного района, что будет способствовать улучшению их инвестиционной привлекательности и социально-экономическому развитию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter