Без формализма и волокиты
14.08.2007 01:00:00
Больше плюсов
Не открою Америку, если скажу, что рядового гражданина мало волнуют рост ВВП и прочие макроэкономические показатели. Для него гораздо важнее, насколько профессионально относится к своему делу руководитель ЖЭС, сотрудник ГАИ или налоговый инспектор. Минчане в этом плане, как и подобает столичным жителям, всегда более требовательны и привередливы. Мы как-то незаметно привыкли смотреть на чиновника снизу вверх, неуютно чувствуя себя в роли просителей. Между тем один из философов однажды заметил: самых довольных граждан имеет то государство, которое создает иллюзию, будто все они — маленькие короли. И ведь он абсолютно прав. Когда ты заходишь в госучреждение, зная, что тебя здесь оперативно и грамотно обслужат, на мир смотришь совсем по-другому.
Расчетно-справочный центр ЖЭС № 6, 19, 33, 71 ЖРЭО Первомайского района Минска был одним из первых объектов, который посетил Геннадий Невыглас. Здесь уже не первый год работает служба “одного окна”. Вся система центра объединена в единую компьютерную сеть. Здесь можно получить справку о лицевом счете, оформить документы на паспорт, оплатить все коммунальные платежи и еще много чего. В сезон отпусков самые востребованные — паспортисты. Вот мужчина лет тридцати заполняет какие-то бланки. Подходим поближе, знакомимся.
— Оформляю разрешение на выезд за границу, — поясняет Сергей Хомич. — Пока никаких проблем. Все доступно объяснили, не нужно никуда бегать, очень удобно. Тут же работает юрист, можно получить консультацию по любому вопросу.
Кстати, нужную справку можно заказать и по телефону, позвонив в центр и сообщив необходимые данные. В назначенное время приходишь, предъявляешь паспорт и получаешь “заказ”. В перспективе, по словам главы администрации Первомайского района Валерия Скакуна, ставится задача объединить базы данных в одну локальную сеть, где будет аккумулирована вся информация о гражданине из нотариальных служб, органов образования и других структур.
Подобных расчетно-справочных центров в столице 34, и их работу минчане уже по достоинству оценили. А вот с некоторыми другими новинками мы ознакомились впервые. К примеру, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники почти три тысячи компьютеров в общежитии и в учебном корпусе уже объединили в единую информационную сеть. Что она дает? Только плюсы.
— У нас каждый студент имеет доступ к электронной учебной литературе, тут же на сервере вся нормативная база по данному вузу, последние новости, есть даже свое телевидение. А еще мы можем вопрос ректору задать на форуме, — с гордостью проинформировала меня второкурсница Анастасия Рябая.
...И никакой очереди
Но самое интересное нас ожидало в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. Сюда стоит зайти даже просто из любопытства. Спокойно, тихо, прохладно и... никакой толчеи. А ведь в иные времена здесь было не протолкнуться.
— А где же очередь? — удивился Геннадий Невыглас. — Разогнали, что ли?
— А у нас теперь очередей не бывает, — улыбнулась администратор и объяснила, почему.
Прямо скажем, для наших граждан, не избалованных сервисом, нынешний уровень обслуживания в БРТИ приятно удивляет. У входа установлен терминал с сенсорным экраном. Нажимаешь на кнопку, и через секунду умная машина выдает талон с номером очереди. Не нужно допытываться “кто крайний”, следить, чтобы никто не прошел вперед. В уютном холле ждешь в среднем шесть-восемь минут. Затем женский голос объявляет ваш номер и номер окна, к которому нужно подойти. Окно — название условное. На самом деле все вопросы решаются в отдельных удобных кабинках, в каждой из которых ведется аудиозапись разговора персонала с клиентами. К услугам посетителей здесь более 30 регистраторов.
— Мы обеспечили возможность предварительно записаться на прием по телефону или через интернет-сайт агентства. А в ближайшее время планируем внедрить систему оплаты своих услуг по банковским пластиковым карточкам, — сообщил директор агентства Игорь Стома.
— Неужели совсем нет жалоб? — поинтересовались мы.
— Конечно, есть. В один миг искоренить все недостатки вряд ли возможно. Но, во-первых, количество жалоб по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое. А во-вторых, много еще необоснованных претензий. Пришел, например, гражданин заказать справку, а паспорт не взял. Естественно, заказ у него попросту не примут. Но забывчивый клиент все равно винит регистраторов, мол, не пожелали пойти навстречу.
Раньше жаловались на то, что невозможно дозвониться. Решили и эту проблему. С июня здесь работает справочно-информационная служба. По будням с 9.00 до 17.30 по номеру 132 можно получить бесплатную консультацию.
Судя по отзывам, минчанам новый стиль работы пришелся по душе. А еще они признают, что чиновники стали чаще улыбаться, более внимательно относиться к людям.
Подводя итог проделанной в стране работе по дебюрократизации, Геннадий Невыглас отметил, что за 1—2 года поставленную задачу не решить. Многие ерничают по поводу того, что искоренить бюрократию никому не удается. Мол, даже в развитых странах она присутствует. Кто же спорит, без чиновничества ни одно государство не может функционировать. Но главная задача состоит в том, чтобы чиновник работал не на себя, а на людей, налогоплательщиков.
— Необходимо максимально ограничить вмешательство чиновников в жизнь граждан, сократить виды и количество справок, упорядочить административные процедуры и, главное, не чинить новых барьеров. Вместо бумажного вала необходимо быстрее внедрять электронный документооборот. Если бы сегодня все ведомства и госслужбы имели компьютерные базы данных, связанные между собой, эффект деятельности госаппарата был бы на порядок выше, — резюмировал руководитель Администрации Президента.
На что жалуетесь?
В нынешнем году столичных жителей больше всего волнуют проблемы строительства и жилищной политики — 35 процентов
обращений граждан в Мингорисполком касаются этой темы. Примерно 25 процентов обратившихся недовольны работой жилищно-коммунального хозяйства. На торговлю и бытовое обслуживание приходится около трех процентов всех жалоб, менее одного процента — на транспорт и связь.
За первые шесть месяцев года в связи с жалобами граждан на проявления чванства, волокиты и бюрократизма в Минске к различным видам ответственности привлечено 339 человек.
15 календарных дней — таков срок выдачи государственными органами справок с момента подачи заявления гражданина.
20.00 — в это время заканчивается прием граждан по личным вопросам в столичной мэрии. В Мингорисполкоме утвержден график приема граждан по личным вопросам председателем, его заместителями и управляющими делами. В рабочие дни — с 15.00 до 20.00, по субботам — с 10.00 до 13.00.